205 УК РФ

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 205 УК РФ

1. Слово «террор» латинского происхождения и определяется как страх, ужас. Терроризм обладает высокой степенью общественной опасности, относится к преступлениям международного характера, приобрел транснациональный характер и угрожает стабильности в мире, в связи с чем от мирового сообщества требуется принятие эффективных мер противодействия. В настоящее время принят и действует ряд международных правовых документов, в частности Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г. , Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. , Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. , Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. , Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. , Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. , Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. , Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией N A/Res/59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.) , Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. и др.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 571 — 576 (извлечение).

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1974. Вып. XXVII. С. 292 — 296.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1975. Вып. XXIX. С. 90 — 95.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 90 — 94.

Действующее международное право. М. : Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 30 — 38.

Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99 — 105.

БМД. 2002. N 1. С. 3 — 12.

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.

СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1059.

СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947.

СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3819.

СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2393.

В Концепции национальной безопасности России терроризм назван среди иных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 08.11.2011) определяет основные понятия терроризма, террористической деятельности, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 45. Ст. 5149; N 52 (ч. 1). Ст. 6227; 2009. N 1. Ст. 29; 2010. N 31. Ст. 4166; 2011. N 1. Ст. 16; N 19. Ст. 2713; N 46. Ст. 6407.

2. Понятие террористического акта дано в ч. 1 ст. 205 УК. Вопросы судебной практики по ст. 205 УК и других преступлений террористической направленности (ст. ст. 205.1, 205.2, 208 УК) даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1.

Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» . Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.

3. Объективная сторона террористического акта состоит в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

Взрыв, поджог и иные действия являются способами совершения преступления. Под иными действиями понимаются общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (например, провоцирование обвала горных пород, затопление объектов жизнеобеспечения путем разрушения ирригационных сооружений, плотин, шлюзов, отравление источников водоснабжения, запасов продовольствия, захват объектов атомной энергетики, школ, больниц, театров, блокирование транспортных коммуникаций, средств связи, распространение радиоактивных, отравляющих веществ, эпидемий, эпизоотий и т.д.).

Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей. Однако определяющим является то, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого были способны повлиять на устрашение населения или на решения органов власти или международных организаций.

Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями, охватывают опасность причинения вреда здоровью людей, возникновения среди населения паники, страха, ухудшения экологической обстановки в регионе, появления большого количества беженцев, дезорганизации нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительного нарушения работы предприятий, средств связи, транспорта и т.д.

Угроза совершения террористического акта влечет ответственность независимо от намерения виновного лица привести ее в исполнение или от возможности реализации, важно, что она должна вызывать у населения и у власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть открытой, анонимной, устной, письменной, по телефону, с помощью иных технических средств связи, средств массовой информации и т.д.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК, либо когда возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели хотя бы одного человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Устрашающими признаются действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п. (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1). Фактическое наступление указанных последствий образует квалифицированные виды террористического акта или квалифицируется по совокупности с другими преступлениями.

4. Субъективная сторона террористического акта характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает взрыв, поджог или иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, либо сознает угрозу совершения указанных действий, и желает так действовать.

Обязательным признаком террористического акта является специальная цель — воздействие на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями. Террористы для этого могут требовать, например, выплаты значительных денежных сумм денег, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т.д. Если же указанные в законе действия (взрывы, поджоги и т.д.) совершены виновными лицами с другой целью, например, ослабления экономической безопасности и обороноспособности страны, то содеянное квалифицируется по ст. 281 УК (диверсия), по другим мотивам, например, уничтожение имущества с целью мести, то содеянное квалифицируется по ст. 167 УК и т.д. Террористический акт в отношении конкретного государственного или общественного деятеля влечет ответственность по ст. 277 УК и т.д.

Мотив преступления не является обязательным признаком и на квалификацию содеянного не влияет.

5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

6. К квалифицирующим признакам террористического акта (ч. 2 комментируемой статьи) относятся те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Понятие группы лиц по предварительному сговору определено в ч. 2 ст. 35 УК, группы лиц по предварительному сговору — в ч. 2 ст. 35 УК, организованной группы — в ч. 3 ст. 35 УК (см. коммент. к ним). При квалификации действий членов организованной группы ссылки на ст. 33 УК не требуется.

Причинение смерти по неосторожности предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности (см. коммент. к ст. 109 УК).

Понятия «значительный имущественный ущерб» и «иные тяжкие последствия» см. в коммент. к ч. 1 комментируемой статьи. При причинении значительного материального ущерба дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требуется. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести двум и более лицам и др. (п. п. 6 — 8 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

7. К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи относятся деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

8. Объекты атомной энергетики — это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и другие летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, сооружениями; комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющие) ядерные вещества. Радиоактивными веществами, не относящимися к ядерным материалам, являются вещества, испускающие ионизирующие излучения. Источники радиоактивного излучения — это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

9. Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью (например, цианистый калий, зарин, синильная кислота, змеиный яд и др.).

Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию (например, аммиак, хлор).

Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые токсикоинфекции и т.д.

К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде и которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (в ред. от 05.04.1999) . Государственной регистрации подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории РФ и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту. Это не распространяется на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.
———————————
САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (в ред. от 19.06.2012) регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), осуществляется Роспотребнадзором.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899; 2006. N 22. Ст. 2337; N 52 (ч. 3). Ст. 5587; 2008. N 40. Ст. 4548; N 46. Ст. 5337; 2009. N 30. Ст. 3823; N 33. Ст. 4081; 2010. N 9. Ст. 960; N 26. Ст. 3350; 2011. N 14. Ст. 1935; N 43. Ст. 6079; N 44. Ст. 6272; 2012. N 27. Ст. 3729.

10. В п. «б» ч. 3 комментируемой статьи фактически объединены в одну норму составы терроризма и убийства. Понятие убийства, т.е. умышленного причинения смерти человеку, определено в ч. 1 ст. 105 УК. Поскольку в санкции комментируемой статьи предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы, а наказание в виде смертной казни в настоящее время за убийство не назначается, то умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме не влечет квалификацию по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 277, 295, 317 УК. Умышленное причинение смерти двум и более лицам дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требует (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

11. Примечание к комментируемой статье предусматривает обязательные условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, — если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти (когда они имеют реальную возможность принять меры к предотвращению акта терроризма). Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т.д.

Способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом означает активное действие самого лица, выразившееся, например, в обезвреживании соучастников, предотвращении взрыва, поджога или иных действий, предусмотренных комментируемой статьей.

Примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной (прекращение подготовки акта терроризма), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке акта). При подготовке акта терроризма в соучастии отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме. При неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось (например, неправильные действия сапера при разминировании взрывного устройства), на данное лицо должно распространяться действие примеч. к комментируемой статье. Этот вывод вытекает из смысла закона, в котором говорится о способствовании предотвращению, а не о предотвращении акта терроризма.

Данная норма в определенной мере дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК), но в то же время расходится с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то применяется ст. 31 УК как норма Общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности.

Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности только за те акты терроризма, предотвращению которых оно способствовало.

12. Если при терроризме использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то содеянное квалифицируется по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. ст. 220, 222 или 223 УК.

Действия участников НВФ, банды, преступного сообщества (преступной организации) при терроризме квалифицируются по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. ст. 208, 209 или 210 УК (п. п. 10, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

Комментарий к статье 205 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями:

1) совершением взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

2) угрозой совершения указанных действий.

Иные действия — оценочное понятие. Под ними следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу, например производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспечения.

Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание угрозы совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение ее реализации.

2. Деяние должно устрашать население, создавать опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий. Устрашая население, лицо стремится добиться возникновения в обществе состояния хаоса, появления у большого числа людей чувства опасности за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и т.п., т.е. разрушения сложившегося в определенном регионе микроклимата.

3. Под опасностью гибели человека понимается возникшая реальная возможность причинения смерти хотя бы одному лицу.

4. Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей.

5. Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимы с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба (например: причинение вреда здоровью человека; затопление больших участков территории, на которых находятся жилые дома, производственные или иные здания и сооружения; авария).

6. Преступление содержит состав реальной опасности. В случае наступления общественно опасных последствий деяние должно квалифицироваться по п. «б» или п. «в» ч. 2 либо по п. «б» ч. 3 ст. 205 соответственно.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

8. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

9. Причинение при террористическом акте смерти человека по неосторожности квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 205, умышленное лишение жизни влечет ответственность по п. «б» ч. 3 ст. 205, дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требуется.

10. Посягательство на объекты использования атомной энергии (атомные суда, атомные станции, космические и летательные аппараты и т.п.) охватывает совершение взрыва, поджога и других действий, имеющих целью выведение их из строя.

11. Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ понимается их фактическое применение в процессе совершения террористического акта (например, для производства взрыва).

12. Условия освобождения от уголовной ответственности за подготовку к террористическому акту закреплены в примечании к ст. 205.

Другой комментарий к статье 205 Уголовного Кодекса РФ

1. Данная норма в Уголовном кодексе выступает важной составной частью правового регулирования борьбы с таким масштабным и исключительно опасным явлением, как терроризм. Терроризм не имеет аналогов по степени общественной опасности содеянного, чудовищности методов и средств достижения преступного результата.

Терроризм превратился в мировую проблему, а борьба с ним потребовала разработки специальных законодательных актов во многих странах. В России 10 марта 2006 г. вступил в действие Федеральный закон «О противодействии терроризму» (ред. от 08.11.2011). Он определяет: «Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» (Российская газета. 2006. 10 марта).

Законодатель снял расширительное понятие терроризма, которое содержалось в предшествующем Законе «О борьбе с терроризмом» (1998 г.). Терроризм, по мысли законодателя, явление политическое, т.е. отражает в себе идеологию и практику насилия с целью оказать воздействие на принятие решения органами государственной власти.

Положения специального Закона нашли отражение в УК РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. (Российская газета. 2006. 29 июля). Для применения данной нормы необходимо изучить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».

2. Объектом данного преступления выступает общественная безопасность, включая нормальное функционирование конституционных органов власти и международных организаций, а также жизнь и здоровье граждан, собственность всех видов. Появление данной статьи ставит в перспективе вопрос о локальном системном изменении Уголовного кодекса, поскольку террористический акт является наиболее общественно опасной формой экстремизма, а нормы об ответственности за экстремизм (ст. ст. 282, 282.1, 282.2) находятся в гл. 29 УК, которая предусматривает ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Потерпевшими при террористическом акте могут быть представители органов власти, международных организаций и другие граждане, не наделенные указанными полномочиями.

3. Объективная сторона (ч. 1) данного преступления выражается в совершении:

— взрыва, поджога и иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;

— угрозы совершения указанных действий.

Под иными устрашающими действиями следует понимать такие общеопасные и масштабные деяния, которые сходны (подобны) взрыву или поджогу: организация обвалов, затоплений, камнепадов в горах, радиационное заражение местности, отравление водоемов, распространение эпидемий, эпизоотий и т.п.

Преступление окончено с момента совершения указанных действий.

Угроза как признак объективной стороны связана с доведением информации, которая несет в себе психическое устрашающее воздействие на окружающих, органы государственной власти, если она воспринимается как реальная. Способ доведения угрозы значения для квалификации не имеет (устно, письменно, через других лиц, в СМИ, Интернете и т.д.).

4. Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью — воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Диапазон требований в русле указанной цели может быть весьма широким: отделение какого-либо региона из состава России, выселение лиц какой-либо национальности из конкретной местности, требование выпустить из мест лишения свободы определенную группу преступников, изменить законодательные акты или подзаконные правовые нормы в интересах преступного элемента и т.п.

5. Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Квалификационный состав террористического акта (ч. 2 ст. 205 УК) включает в себя такие отягчающие вину обстоятельства, как: а) совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Понятие группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, дается в ч. 2 ст. 35 УК. При совершении террористического акта бандой или преступным сообществом действия виновных квалифицируются по совокупности преступлений (ст. ст. 205 и 208 или 209 УК).

В п. «в» ч. 2 ст. 205 речь идет о применении оружия, понятие которого дается в ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (ред. от 10.07.2012).

Причинение смерти по неосторожности рассмотрено в комментарии к ст. 109 УК.

Причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий — оценочные категории. Значительным может быть признан ущерб по одному или совокупности критериев, в основе которых лежат: стоимость и количество предметов, размер упущенной выгоды, размер материальных затрат на восстановление или ремонт и т.п. Дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требуется.

Тяжкие последствия могут выразиться в причинении вреда здоровью различной тяжести, нагнетании паники в общественном сознании, повлекшей массовую миграцию с определенной территории, и т.п.

Верховный суд Татарстана вынес приговор четырем членам террористической организации «Исламский джамаат», совершившим террористические акты на территории Татарстана и соседних Кировской и Ульяновской областях и в Башкирии. Осужденные Хайруллин, Зиннуров, Данчаев и Атуев подрывали ЛЭП и газораспределительные станции в тесном контакте с чеченскими боевиками, получая от незаконных вооруженных формирований оружие и взрывчатку, инструкции по подготовке и совершению терактов. Хайруллин приговорен к 17 годам лишения свободы, а его единомышленник Зиннуров — к 12 годам с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Данчаеву и Атуеву суд назначил наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Присяжные в обвинительном вердикте отметили, что подсудимые заслуживают снисхождения — у них есть малолетние дети, они признали свою вину и активно сотрудничали в ходе предварительного следствия. Верховный Суд РФ 19 августа 2008 г. признал вынесенный приговор обоснованным (см.: Терроризм в приговоре // Российская газета. 2008. 20 августа).

Особо квалифицированный состав террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК) предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. «а», особенно актуально в наш век технического прогресса, разработки новых высоких технологий, которыми могут воспользоваться террористы. Терроризм ядерный, химический, биологический пока во многом рассматриваются как потенциальные угрозы будущего. Однако отдельные проявления уже фиксировались в мировой практике. Распространение конвертов со спорами сибирской язвы в октябре 2001 г. в США наглядно продемонстрировало высочайшую общественную опасность терроризма этого вида и при этом простоту его применения, в том числе в международных масштабах (Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера // Терроризм: правовые аспекты противодействия. М.: Эксмо, 2007. С. 231).

Американским следователям удалось собрать все доказательства вины биолога Брюса Айвенса, рассылавшего в США осенью 2001 года письма с сибирской язвой. Установлено, что он работал один, без сообщников. Айвенс покончил с собой, приняв кучу таблеток до визита к нему сотрудников прокуратуры. Ученому должны были предъявить официальное обвинение в убийстве пятерых человек. Семь лет назад Айвенс, возглавлявший правительственную лабораторию биологической защиты, стал рассылать по стране почтовые конверты с белым порошком, в котором содержались смертельные споры сибирской язвы. Адресатами были редакции крупнейших газет и государственные учреждения. Помимо пятерых погибших еще десятки человек получили инфекцию и были вынуждены пройти длительный курс лечения.

В официальном некрологе по поводу смерти Айвенса вообще не говорится, что ученый ушел из жизни добровольно. До сих пор засекречена даже его фотография (Письма с сибирской язвой рассылал в США секретный биолог? // Комсомольская правда. 2008. 2 августа; Выявлен отравитель Америки // Комсомольская правда. 2008. 8 августа).

Умышленное причинение смерти как квалифицированный состав террористического акта рассматривается в комментарии к ст. 105 УК. В этом случае дополнительной квалификации по ст. 105 не требуется (по разъяснению Пленума Верховного Суда РФ).

Примечание к ст. 205 УК выступает одним из факторов мотивации прекращения террористического акта лицом, которое участвовало в его подготовке, но своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта. В этом случае оно освобождается от уголовной ответственности, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

По объективным признакам состава террористический акт близок к диверсии (ст. 281 УК). Отличаются они друг от друга по направленности действий и целям. Если направленность диверсии — это экономическая безопасность и обороноспособность, то направленность террористического акта — воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Поскольку объективные признаки террористического акта и диверсии во многом сходны, то при наличии широкого диапазона мотивов и целей не исключена возможность идеальной совокупности указанных преступлений.

Комментарий к Статье 205 УК РФ

1. Террористический акт — многообъектное преступление. Основным объектом терроризма является общественная безопасность. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, имущественные или иные интересы физических и юридических лиц.

2. Объективная сторона составов преступления состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий либо в угрозе совершения указанных действий.

2.1. Иные (кроме взрыва и поджога) действия могут состоять в устройстве обвалов, камнепадов, потопов, аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушении зданий, культурных и религиозных сооружений, в бактериологическом, радиоактивном, химическом и ином заражении местности, водоемов и т.д., которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.

3. Преступление окончено (составами) при условии, если совершены указанные действия либо возникла угроза их совершения и они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.

3.1. Реальность опасности наступления указанных последствий оценивается на основе имеющихся материалов о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства и других, нередко случайных, обстоятельств (скопление людей, транспортных средств, животных и т.п.).

3.2. Опасность гибели людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку.

3.3. Значительность имущественного ущерба определяется на основе стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, его количества и значимости для потерпевшего, материального положения последнего. Он не тождествен термину «значительный ущерб», используемому законодателем при формулировании составов имущественных преступлений.

3.4. Иные тяжкие последствия могут выражаться в умышленном причинении гражданам вреда здоровью различной степени тяжести, дестабилизации обстановки в определенном населенном пункте, остановке работы транспорта и т.п.

4. Отягчающими обстоятельствами террористического акта (ч. 2) являются совершение его: группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35) или с применением оружия (см. коммент. к ст. 162).

4.1. Не образует квалифицированного состава террористического акта применение оружия в целях избежания задержания после совершения террористического акта.

5. Особо квалифицированный состав террористического акта (ч. 3) включает в себя следующие отягчающие обстоятельства: а) совершение его организованной группой (см. коммент. к ст. 35); б) наступление по неосторожности смерти человека (см. коммент. к ст. 111); в) наступление иных тяжких последствий; г) сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ (см. коммент. к ст. 220 — 221 и 247 — 248).

5.1. Иные тяжкие последствия могут выражаться: в дезорганизации органов государственной власти и местного самоуправления на длительный срок; срыве мероприятий, имеющих важное политическое (выборы в представительные органы власти, референдум) либо социально-культурное (крупные международные спортивные мероприятия) значение; парализации на длительный срок объектов жизнеобеспечения населенных пунктов; наступлении экологической катастрофы; массовом заболевании людей (эпидемия) или животных (эпизоотия); отравлении окружающей среды, требующем аварийно-спасательных и восстановительных работ; причинении крупного или особо крупного материального ущерба потерпевшему; причинении по неосторожности смерти двум и более лицам.

6. Умышленное причинение смерти человеку при террористическом акте не охватывается составом терроризма и влечет квалификацию по совокупности преступлений с соответствующими пунктами (в зависимости от обстоятельств дела) ч. 2 ст. 105.

7. Субъект преступного посягательства — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется умыслом. Для преступления, предусмотренного ч. 3, характерны две формы вины: умысел — по отношению к действиям и неосторожность — по отношению к наступлению последствий.

8.1. Обязательным признаком субъективной стороны террористического акта является наличие специальной цели — воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

8.2. Под органами власти в диспозиции этой нормы подразумеваются органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

8.3. Под международными организациями подразумеваются межгосударственные и международные общественные учреждения, находящиеся под охраной норм международного права и международного сообщества.

9. Примечание к ст. 205 предусматривает освобождение от УО лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, в случае его позитивного послепреступного поведения, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

9.1. Предупреждение органов власти следует считать своевременным, если оно сделано до начала совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления последствий, указанных в ч. 1 коммент. статьи, чтобы органы власти имели реальную возможность предотвратить террористический акт.

9.2. Иной способ предотвращения террористического акта может заключаться в самостоятельных действиях лица по предотвращению взрыва, поджога, привлечению других граждан к локализации вредных последствий.

10. Террористический акт — особо тяжкое преступление.