32.2 КоАП РФ

Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 308-АД16-21201 по делу N А32-14746/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании процентов. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что действующим законодательством не предусмотрено начисление процентов за несвоевременный возврат уплаченных привлеченным к административной ответственности лицом штрафов, начисление которых признано незаконным.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 27.1, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

«Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год»

17. Определением от 9 февраля 2016 года N 213-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспоренными положениями регулируются вопросы исполнения постановления о наложении административного штрафа.

Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2016 N 308-КГ16-14996 по делу N А15-184/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановления о назначении административного наказания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о незаконности действий казначейства, выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановления управления.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 7, 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 239, 242.3 — 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главы 23, статей 31.2, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о незаконности действий казначейства, выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановления управления. Суды установили, что лицо, привлеченное к административной ответственности (администрация сельского поселения «Село Гдым» Ахтынского района Республики Дагестан), является бюджетным учреждением, которое не имеет счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, в связи с чем принудительное взыскание сумм административного штрафа в рамках исполнительного производства не может быть осуществлено.

Определение Верховного Суда РФ от 16.08.2016 N 308-КГ16-10196 по делу N А15-2788/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановлений о назначении административного наказания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о незаконности действий казначейства, выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановлений управления.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 7, 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 239, 242.3 — 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главы 23, статей 31.2, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о незаконности действий казначейства, выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановлений управления. Суды установили, что лицо, привлеченное к административной ответственности (администрация муниципального образования «Село Гамиях» Новолакского района Республики Дагестан), является бюджетным учреждением, которое не имеет счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, в связи с чем принудительное взыскание сумм административного штрафа в рамках исполнительного производства не может быть осуществлено.

Решение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2016 года»

6. Определением от 9 февраля 2016 года N 213-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспоренными положениями регулируются вопросы исполнения постановления о наложении административного штрафа.

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 305-КГ15-3882 по делу N А40-65467/2014 Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Обстоятельства: Судебный акт, на основании которого истцом перечислен в бюджет административный штраф, отменен; истец считает, что уплаченные им денежные средства в виде штрафа незаконно использовались в качестве доходной части бюджета в течение длительного времени. Решение: В удовлетворении требований отказано, так как действующим законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на денежные средства, незаконно взысканные уполномоченными административными органами с юридических и физических лиц в виде экономической (финансовой) санкции.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 в связи с установлением правовой неопределенности в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения статьи 32.2 КоАП РФ, не предусматривающие выплату лицу компенсации за незаконное возложение на него обязанности по уплате административного штрафа, производство по делу N А40-65467/2014 приостановлено; в Конституционный Суд Российской Федерации направлен соответствующий запрос.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.03.2016 N 5-АПГ16-7 Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 23.12.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве».

В реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы вносится не более двух записей о резидентных парковочных разрешениях на один жилой дом или квартиру в многоквартирном жилом доме при условии отсутствия у собственника транспортного средства, указанного в резидентном парковочном разрешении, не погашенной в течение установленного статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока задолженности по уплате административного штрафа, наложенного в соответствии со вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении в области дорожного движения или административном правонарушении, связанном с размещением транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками.

Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2016 N 305-КГ15-3882 по делу N А40-65467/2014 О возобновлении производства по делу.

Конституционный Суд Российской Федерации 09.02.2016 вынес определение по делу о проверке конституционности статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия которого направлена в Верховный Суд Российской Федерации 04.03.2016.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2016 N 213-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. В запросе Верховного Суда Российской Федерации, в чьем производстве находится кассационная жалоба ОАО «Российские железные дороги» на вынесенные по его делу судебные акты арбитражных судов, оспаривается конституционность статьи 32.2 КоАП Российской Федерации, регулирующей вопросы исполнения постановления о наложении административного штрафа.

Особенности исполнения постановления о наложении административного штрафа

Исполнение постановлений — заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. На стадии исполнения завершается производство, исполняются принятые по делам постановления, решения. Исполнение постановления можно разделить на два этапа — добровольное исполнение и принудительное исполнение.На первом этапе исполнение постановления осуществляется лицом, привлеченным к ответственности. На втором — исполнение постановления (решения) совершается судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Для каждого вида административных правонарушений есть свои тонкости в приведение их в исполнение. Но прежде чем подробно рассматривать то, как происходит исполнение административного наказания в виде штрафа, хотелось бы упомянуть об общих принципах исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, поскольку на основе данных правил строится вся система исполнения административных видов наказания. Об этом указано в главе 31 КоАП РФ.

Стадия исполнения условно делится на несколько этапов. Это возбуждение дела и доведение постановления до сведения нарушителя, если нет документа, подтверждающего ознакомление нарушителя с принятым постановлением или решением; разрешение таких вопросов как, отсрочка, рассрочка, приостановление или прекращение исполнения постановления. Второе — обращение постановления к исполнению, а именно возбуждение дела об исполнительном производстве и направление постановления в орган, должностному лицу, которые уполномочены приводить постановления, решения в исполнение. Третий этап: приведение в исполнение постановления (решения), и четвертый: окончание исполнения постановления (решения).

Итак, согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после: истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно также не было обжаловано или опротестовано (исключение: если решением отменяется вынесенное постановление); немедленно после вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту (исключение: если решением отменяется вынесенное постановление). И именно в данный период, когда постановление вступило в законную силу, оно становится обязательным для исполнения всеми органами и должностными лицами, гражданами (их объединениями), а также юридическими лицами. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, должностное лицо или орган, вынесший постановление. В том случае, если постановление не было обжаловано в установленные законом сроки, оно направляется в орган, уполномоченный приводить его в исполнение.

Особенно хотелось бы отметить ст. 31.5 КоАП РФ, в которой предусмотрена отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания, в частности административного штрафа, при наличии обстоятельств, делающих невозможным исполнение в установленные сроки. В данном случае исполнение постановления может отсрочиться на срок до одного месяца. А с учетом материального положения лица, которому назначен административный штраф — уплата может быть рассрочена в период до трех месяцев. Пример из судебной практики мирового судьи г. Иркутска: «В связи с тем, что Предприятие является убыточным, учитывая его сложное финансовое положение, что подтверждается Бухгалтерским балансом за 2012 г, Отчетом о финансовых результатах за 2012 г., возможность уплаты штрафа единовременным платежом назначенного Постановлением мирового судьи штрафа в размере 70 000 руб. отсутствует. Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, приходит к выводу, что заявление защитника о рассрочке уплаты административного штрафа подлежит удовлетворению».Постановление мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского округа г. Иркутска от 02.07.13 по делу № 5-123/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Если лицо, является несовершеннолетним и не имеет самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или законных представителей. В ст. 31.6 КоАП РФ указана возможность приостановления исполнения постановления в случае вынесения протеста на вступившее в законную силу постановление, о чем выносится соответствующее определение. В ст. 31.9 КоАП РФ установлены сроки давности исполнения постановления о назначении административных наказаний. 2 (два) года после вступления в законную силу — это тот срок, после которого постановление не подлежит исполнению, если в течение данного времени оно не было исполнено.

Порядок исполнения постановлений о наложении административного штрафа подробно указан в ст. 32.2 КоАП РФ. В настоящее время увеличены сроки уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности. Предпринятые меры, по мнению законодателей, должны стимулировать нарушителей к уплате административных штрафов. «В 2013 году вдвое с 30 до 60 дней — увеличен срок, в течение которого организации, предприниматели и граждане должны уплачивать административные штрафы. Данный срок исчисляется со дня вступления в силу постановления о наложении штрафа. С 3 до 10 суток увеличен срок, в течение которого постановление об уплате штрафа направляется судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. Срок, который пристав может устанавливать должнику для добровольного исполнения, теперь будет строго фиксированный — 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства».Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. № 18-19. С. 45-46. Для граждан за неуплату штрафа в срок, наряду со штрафом в двойном размере и административным арестом, теперь предусмотрен еще один альтернативный вид наказания — обязательные работы. Граждан, уклонившихся от исполнения наказания, смогут лишать специального права (права управления автомобилем, права на ношение оружия и др.), если санкция за совершенное ими правонарушение предусматривала такой альтернативный вид наказания.

Чем же законодатель объясняет такие изменения в сроках? Очень часто уведомления о материальной ответственности запаздывают. По данной причине человек, готовый честно и добровольно понести ответственность за свой проступок, не может этого сделать.

Можно сделать вывод, что увеличение сроков оплаты административного штрафа — это верный способ на пути решения данной проблемы, когда гражданин по уважительной причине просто не успевает выполнить обязанность по уплате административного штрафа.

Сумма денежной санкции вносится (перечисляется) физическим лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк, иную кредитную организацию либо платежному агенту (банковскому платежному агенту). Информация о получателе платежа указывается в постановлении. После уплаты административного штрафа, необходимо предоставить в суд или должностному лицу, которое вынесло соответствующее постановление о назначении административного наказания, документ подтверждающий оплату административного штрафа. В ином случае будет запущена процедура принудительного взыскания, и в десятидневный срок постановление с соответствующей пометкой о неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечет наложение также административного штрафа, но уже в двойном размере суммы неуплаченной санкции и не менее тысячи рублей, либо административный арест до пятнадцати суток. Здесь может послужить примером постановление Верховного суда РФ, где «ООО «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 12 — 36). В установленный законом срок ООО «Водоканал» не уплатило указанный административный штраф, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ». Размер административного штрафа был увеличен вдвое. Данное деяние признается уже самостоятельным административным правонарушением».Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.13 г. по делу № 56-АД13-5 // СПС «КонсультантПлюс».

Обратимся к статистике. «По данным ФССП в первом квартале текущего (2013) года приставам поступило 4,6 млн. постановлений о взыскании штрафов на общую сумму 75,3 млрд. рублей. Всего за три месяца приставам пришлось взыскивать 9,5 млн. административных штрафов суммарно потянувших на 89 млрд. рублей. В 2012 году из 50 млн. исполнительных производств, которые были в ведении судебных приставов, почти 20 млн. составили взыскания штрафов. Причем три четверти из них были штрафы по линии ГИБДД». Важно отметить, что поправка по сроку оплаты штрафа имеет обратную силу, поэтому она распространятся на тех, кому он был выписан с 10 апреля 2013 г».Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39-45.

Зачастую к проблемам, которые относятся к неуплате административных штрафов за дорожно-транспортные правонарушения, относятся следующие причины: забывчивость лиц, в отношении которых вынесены постановления о наложении административных штрафов; технические причины, из-за не поступления сведений из финансово-кредитных учреждений об уплате административных штрафов в соответствующие подразделения ГИБДД; незаконное бездействие должностных лиц отделов административного законодательства ГИБДД по не включению в базу данных сведений об уплате административных штрафов; введение в эксплуатацию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств; заочное вынесение обвинительного постановления о назначении наказания в виде уплаты административного штрафа и обращению его к исполнению до ознакомления с ним лица; не вручение постановления о наложении административного штрафа из-за неудовлетворительной работы почты, либо получение постановлением после того, как его заочно обратили к исполнению.

Практически во всех перечисленных случаях было бы целесообразно установить ответственность также и для должностных лиц, которые отвечают за своевременное информирование правонарушителей о необходимости оплаты административных штрафов и лиц, которые обязаны фиксировать факт исполнения оплаты. Дабы они добросовестнее исполняли свои обязанности, так как из — за их халатности страдает лицо, которое и готово было бы понести административное наказание, но не имеет такой возможности по вполне объективным причинам. Что касается технических средств сообщения или средств фиксирующих сам факт правонарушения, то они должны проходить тщательную проверку по жестким критериям их работы. В ином случае нельзя полагаться на их достоверность и следует с осторожностью ссылаться на них в качестве доказательственной базы.

На сегодняшний день остро стоит проблема неуплаты административных штрафов. Десятки тысяч правонарушителей не уплачивают административные штрафы, а значит, не несут административного наказания. «По выводам Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева, реально взыскивается лишь 1/10 наложенных судом штрафов. Безнаказанность правонарушителей создает неприемлемую ситуацию неисполнения законов и настроений вседозволенности».Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. № 18-19. С. 45-46.

С учетом последних изменений законодательства действует также новый вид ответственности за неуплату административного штрафа — привлечение к обязательным общественным работам. Срок такой санкции — до пятидесяти часов. При этом правонарушитель, к которому применен данный вид административной ответственности, может работать по два часа в день.

Стоит обратить внимание, что альтернатива замены административного штрафа обязательными работами вызывает неоднозначное мнение как у общественности, так и у самого законодателя. Так, «депутат Г. Гудков отметил, что в соответствии с европейским законодательством принудительные работы запрещены. В ответ на это глава Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигин заявил, что ст. 2 Конвенции МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» свидетельствует о широкой распространенности такого рода наказаний».Чаннов С.Е. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. 2012. № 29. C. 2.

Скорее всего, общественный труд как альтернатива административному штрафу мог бы принести существенную пользу обществу, тем более, если учитывать огромное количество привлеченных к административной ответственности лиц, обязанных уплатить административные штрафы.

Хороший выход в данной ситуации предлагает автор статьи «Обязательные работы или принудительный труд» С. Чаннов. Автор предлагает внести изменения в ст. 3.13 КоАП РФ и указать, что «обязательные работы» могут быть назначены в качестве альтернативы административному штрафу только с согласия лица, привлекаемого к административной ответственности. С. Чаннов считает, что учитывая невысокий уровень материального дохода многих граждан, найдется достаточно желающих заняться общественным трудом вместо уплаты штрафа.

Вполне возможно, что такое решение имеет право на существование. Но с другой стороны, довод о том, что материальное положение физического лица не позволяет уплатить административный штраф можно подвергнуть сомнению. У владельцев автомобилей, нарушивших правила дорожного движения, есть деньги на приобретение автомобиля, на бензин, запчасти для автомобиля, который благополучно проходит технический осмотр. При этом вносится соответствующая плата и водителю выдается разрешение на эксплуатацию транспортного средства. Можно сделать вывод о том, что и денежные средства для оплаты административного штрафа у правонарушителя имеются.

Так же понятно, почему после истечения установленного срока уплаты штрафа ситуация признается законодателем опасной, но не ясно, каким образом противоправность теряет это качество через 2 года, хотя такой срок является довольно значительным с точки зрения возможности уплаты административного штрафа и чаще всего подчеркивает как раз «злостность» неправомерного поведения.

В данном случае противоправность никаким образом, конечно же, не теряет своей силы. Но если в эти два года лицо не имело возможности оплатить штраф по вине соответствующих органов, которые вовремя не доставили постановление или не предоставили необходимые реквизитов для оплаты, то здесь вопрос нужно решать на уровне организации работы этих органов. Необходимо совершенствовать их работу путем изменения сроков или призыву самих должностных лиц к ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей.

В остальном требования статьи остались прежними. Не изменились также положения, предусматривающие возможность составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.25 КоАП РФ, в случае неуплаты административного штрафа.

Неуплата административного штрафа в срок ведет и другие неприятные правовые последствия для лица, подвергнувшемуся данному административному наказанию. Должник, не уплативший в установленный срок административный штраф, попадает под юрисдикцию судебного пристава-исполнителя, со всеми вытекающими из этого последствиями: запрет на выезд за пределы РФ, наложение ареста на счет, автомобиль, розыск и арест другого имущества, принадлежащего должнику, для дальнейшей реализации в счет погашения задолженности.

Процедура взыскания административных штрафов не имеет существенных отличий от других исполнительных производств и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве». После поступления к судебному приставу исполнительных документов о взыскании денежных средств возбуждается исполнительное производство. При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок до 5 дней для добровольного исполнения. Если по истечении этого срока штраф не оплачивается, пристав выносит постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 7 % от суммы долга, но не менее 500 рублей. Приставом-исполнителем проводится весь комплекс предусмотренных законом мер по принудительному взысканию задолженности. Одним из неприятных моментов для должника является право судебного пристава временно ограничивать должнику выезд за пределы Российской Федерации. О возбужденном исполнительном производстве должник должен быть уведомлен надлежащим образом.

«В соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте. При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее ему имущество».Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. № 18-19. С. 45-46.

Что касается работы судебных приставов-исполнителей, она еще не так эффективна. Главная причина, конечно же, в загруженности. Приставы просто не успевают выполнять свою работу из-за многочисленных правонарушителей, которые не оплачивают административные штрафы в срок. «Исходя из норм загрузки судебного пристава, на принудительное взыскание административного штрафа по одному постановлению необходимо 8 часов (один рабочий день). В 2011 г. средняя нагрузка на одного судебного пристава составляла 2108 исполнительных производств, что в 8 раз превышает рекомендованную нормативную загрузку».Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39-45. Понятно, что при таком объеме работ исполнители осуществляют принудительное взыскание формально.

Надо полагать, что для исправления этой ситуации необходимо в разы увеличивать численность службы судебных приставов либо менять метод правового регулирования по принудительному взысканию штрафа с должника, а также увеличить оплату труда самого судебного пристава.

Само окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания регламентировано ст. 31.10 КоАП РФ. Постановление, в том случае, если оно произведено полностью, с отметкой об исполненном наказании возвращается органом или должностным лицом, производившим его в исполнение, к судье, органу, должностному лицу, которое вынесло данное постановление. В случае же, если исполнение не производилось или произведено не полностью, оно также возвращается к вышеуказанным лицам, вынесшим его, но на основании соответствующего акта, утвержденного вышестоящим должностным лицом. Но нужно отметить, что данное обстоятельство не является препятствием для нового обращения данного постановления к исполнению. Причины, по которым постановление может быть не исполнено или исполнено частично, подробно описаны в ст. 31.10 ч. 2 п. 1, 2, 3.

Делая выводы, можно отметить, что процедура исполнения постановления о наложении административного штрафа подробно описана в законе, который, конечно же, будет претерпевать множество нововведений с учетом изменений в различных сферах применения административного законодательства. Но уже на сегодняшний день мы видим много нового в сроках, тарифах и процедуре исполнения данного вида наказания, что, несомненно, направлено на увеличение его эффективности. Так, вдвое увеличены сроки оплаты административного штрафа, появился строго фиксированный срок, который пристав может устанавливать должнику для добровольного исполнения — 5 суток, до 10 суток увеличен срок, в течение которого постановление об уплате штрафа направляется судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. При наличии обстоятельств, делающих невозможным исполнение в установленные сроки, предусмотрена отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного штрафа.

Некоторыми авторами в определенных случаях предлагается альтернатива замены административного штрафа обязательными работами. Это имеет смысл, при учете имущественного положения правонарушителя, его условий жизни. Также необходимо установить меры ответственности для самих должностных лиц, если неоплата административного штрафа правонарушителем в срок, происходит по их вине. А для принудительного взыскания административных штрафов, необходимо увеличить штат судебных приставов в связи с их загруженностью. И, возможно, повысить для них ежемесячное содержание, так как на сегодняшний день всем известно, что данный труд оплачивается не слишком щедро. А для повышения эффективности их работы, это будет хорошим стимулирующим средством. Впрочем, как и повышение размеров административных штрафов для правонарушителей.

1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

1.2. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

1.3. При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

1.4. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса, должен быть уплачен не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

4. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

Части шестая — седьмая утратили силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

8. Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».