Акционерные общества ГК РФ

1. Наиболее существенные изменения в регулировании организационно-правовых форм юридических лиц состоят в делении хозяйственных обществ на публичные и непубличные (см. комментарий к ст. 66.3 ГК РФ). Публичное акционерное общество — акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Хозяйственное общество, которое не отвечает названным признакам, считается непубличным.

Как отмечено И.С. Шиткиной, при разделении хозяйственных обществ на публичные и непубличные законодателем был верно учтен принцип разграничения не по каким-то формальным критериям подобно тому, как это было установлено для акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию, а по объективным обстоятельствам — в зависимости от того, размещаются (обращаются) акции публично или нет. Применение правил, установленных для публичных обществ, также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным, тоже оправданно, поскольку такое общество позиционирует себя как публичное и заявляет об этом потенциальным инвесторам и иным участникам имущественного оборота. В целом такой подход позволяет хозяйственному обществу из непубличного стать публичным и, напротив, из публичного преобразоваться в непубличное, если этого хотят его акционеры.

Сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, необходимо представить для внесения в ЕГРЮЛ. Со дня внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений акционерное общество приобретает право размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

2. Положениями п. 2 комментируемой статьи определены санкции в отношении непубличного акционерного общества, заявившего о себе как о публичном. Приобретение недействительного статуса в данном случае влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе.

3. Новеллой является закрепление в ГК РФ требования о формировании в публичном акционерном обществе коллегиального органа управления (см. комментарий к ст. 65.3 ГК РФ). В качестве такого органа выступает наблюдательный или иной совет, контролирующий деятельность исполнительных органов общества и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом общества.

Ранее необходимость и целесообразность формирования подобного органа определяли сами акционеры. Так, в частности, образование совета директоров в акционерном обществе, численность акционеров которого составляла менее 5 (пяти) субъектов, не представлялось целесообразным, поэтому ряд акционерных обществ ограничивались двухуровневой системой управления: общим собранием акционеров и единоличным исполнительным органом (директором).

Число членов коллегиального органа управления в публичном акционерном обществе не может быть менее 5 (пяти). Порядок образования и компетенция данного коллегиального органа управления определяются Законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества. Здесь также следует учесть требования абз. 1 п. 4 ст. 65.3 ГК РФ о том, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

4. Реестр акционеров общества — систематизированный свод информации, в котором содержатся сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации. Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

В соответствии с ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами). Регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет.

Ведение реестра акционеров публичного акционерного общества осуществляется регистратором. Такое положение продиктовано практикой деятельности некоторых акционерных обществ. Так, в отдельных случаях самостоятельное ведение акционерным обществом реестра акционеров либо не осуществлялось вообще, либо такой реестр велся с нарушением требований действующего законодательства, внесение сведений в реестр носило разрозненный характер. В результате этого реестры акционеров не содержали всех необходимых и достоверных сведений об акционерах и проводимых ими сделках с акциями. В этой связи закономерно возникла необходимость привлечения специального субъекта, обеспечивающего ведение реестра акционеров на профессиональной основе и несущего за это ответственность.

+Читать далее…

Деятельность регистратора в отношении публичного акционерного общества не ограничивается исключительно ведением реестра. В настоящее время он может быть привлечен для исполнения функций счетной комиссии при проведении общего собрания акционеров. При этом следует заметить, что ГК РФ не предусматривает исключительной возможности привлечения в качестве счетной комиссии только регистратора. В данной роли может выступать любая специализированная независимая организация, имеющая предусмотренную законом лицензию. Независимость специализированной организации в большей степени обеспечивает и гарантирует легитимность решения, принятого общим собранием акционеров.

5. Одной из основных особенностей публичного акционерного общества является свобода обращения его акций, что исключает возможность введения ограничений по количеству акционеров, стоимости их долей и т.п. Каждый из акционеров самостоятельно определяет возможность и необходимость его участия в обществе, размер его доли, а также возможность продажи принадлежащих ему акций или приобретении дополнительных. В данном случае акции представляют собой товар, который свободно обращается на рынке. Свобода конкуренции предполагает отсутствие воздействия на акционеров при принятии ими решения о приобретении или продаже акций. Единственным требованием при осуществлении указанных процедур является соблюдение установленных законодательством требований в сфере сделок с ценными бумагами. Публичный характер акционерного общества свидетельствует о предоставлении субъектам гражданского оборота максимальной свободы деятельности и принятия ими решений в отношении объектов своей собственности.

В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества.

По общему правилу никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества. Однако из этого правила есть исключение. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом об акционерных обществах, акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг (см. комментарий к п. 3 ст. 100 ГК РФ).

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и Законом об акционерных обществах.

6. Традиционным требованием, предъявляемым к акционерным обществам, которое не претерпело существенных изменений, является обязанность публичного раскрытия информации, предусмотренной законом. Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Публичное акционерное общество обязано раскрывать:

— годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;

— проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

— сообщение о проведении общего собрания акционеров;

— иные сведения, определяемые Банком России.

Более подробно о раскрытии информации публичным акционерным обществом см. ст. ст. 30 — 30.2 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; ст. 92 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Указанные Законы могут также устанавливать дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ.

Статья 97. Публичное акционерное общество

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Комментарий к статье 97 ГК РФ

1. ОАО и ЗАО представляют собой два типа одной и той же организационно-правовой формы, предусмотренной ГК. Указание на тип общества должно содержаться в фирменном наименовании и уставе соответствующего АО.

Комментируемая статья содержит существенные признаки, характеризующие правовой режим каждого из названных типов АО. Положения, определяющие особенности ОАО и ЗАО, содержатся также в соответствующих статьях Закона об АО. В остальном ОАО и ЗАО функционируют на основании общих норм акционерного права.

2. ОАО и ЗАО различаются прежде всего по порядку купли-продажи акций общества на вторичном рынке ценных бумаг, применяемым способам подписки на размещаемые ими акции, а также требованиям к числу акционеров общества соответствующего типа.

2.1. В акционерном праве действует принцип свободного обращения акций, размещенных обществом.

Наиболее полно указанный принцип реализуется применительно к ОАО. Открытым считается общество, в котором не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

В закрытом обществе право акционера на свободное отчуждение принадлежащих ему акций реализуется в порядке, установленном ст. 7 Закона об АО, т.е. с соблюдением права преимущественного приобретения продаваемых акций другими акционерами, а при определенных условиях и самим обществом.

Институт преимущественного права не применяется при заключении сделок купли-продажи акций между акционерами закрытого общества.

Преимущественное право приобретения акций обеспечивает интерес акционеров закрытого общества в ограничении состава акционеров и сохранении удельного веса их участия в уставном капитале общества. Акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества.

Разъяснения по вопросам применения норм, регламентирующих порядок использования преимущественного права приобретения акций, содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ N 19.

2.2. Открытое общество вправе осуществлять свободную продажу выпускаемых им акций не ограниченному заранее кругу лиц (открытая подписка), а также продавать акции заранее известному кругу лиц, определяемому решением о размещении акций (закрытая подписка).

От подписки на акции следует отличать такие способы размещения акций, как распределение акций среди акционеров общества, а также распределение акций среди учредителей общества.

Подписка (открытая и закрытая) представляет собой размещение обществом акций и иных ценных бумаг (в том числе конвертируемых ценных бумаг) за плату. Как способ размещения акций подписка опосредствует увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (см. ст. 100 и коммент. к ней).

Размещение обществом дополнительных (в том числе конвертируемых) акций путем распределения их среди своих акционеров осуществляется в рамках увеличения уставного капитала общества за счет его имущества (см. п. 5 ст. 28 Закона об АО). В отличие от размещения дополнительных акций посредством подписки (т.е. с оплатой приобретателями цены размещения акций, определенной решением об их выпуске) в рассматриваемом случае выпуск и размещение дополнительных акций осуществляются за счет капитализации собственных средств общества (приращения имущества общества не происходит).

Увеличение уставного капитала общества возможно за счет следующего имущества (источников собственных средств): добавочного капитала АО; остатков фондов специального назначения АО по итогам предыдущего года, за исключением резервного фонда и фонда акционирования работников предприятия; нераспределенной прибыли АО прошлых лет.

Дополнительные акции, выпущенные за счет имущества общества, распределяются среди всех его акционеров. При этом каждому акционеру распределяются акции той же категории и типов пропорционально количеству принадлежащих ему акций.

Распределение акций при учреждении общества, имеющее сходство с закрытой подпиской на акции (акции размещаются за плату среди заранее ограниченного круга лиц — учредителей), также принято квалифицировать в качестве самостоятельного способа размещения акций (см. п. 3 ст. 99 и коммент. к этой статье).

Закрытое общество вправе проводить размещение акций только посредством закрытой подписки. Для закрытого общества существует запрет не только на проведение открытой подписки на акции, но и на применение любых иных опосредованных возможностей размещения акций среди неограниченного круга лиц. В частности, не допускается размещение по открытой подписке облигаций, конвертируемых в акции закрытого общества, и опционных свидетельств, удостоверяющих право покупки или продажи акций закрытого общества.

Порядок размещения акций посредством открытой и закрытой подписки помимо соответствующих статей Закона об АО устанавливается Законом о рынке ценных бумаг, регулирующим отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в ред. от 27.12.2005) <1> и другими правовыми актами.

———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 50. Ст. 4923; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. 1). Ст. 5277; РГ. 2005. N 132; 2006. N 1. Ст. 5.

Особое значение имеют нормативные акты ФКЦБ России, являющейся федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. В частности, ФКЦБ России утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс (в ред. от 16.03.2005) <1>.

———————————
<1> РГ. 2003. N 181; 2005. N 98.

В отношении кредитных организаций применяется Инструкция ЦБ РФ от 22.07.2002 N 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. 03.06.2003) <1>.

———————————
<1> РГ. 2002. N 201; Вестник Банка России. 2003. N 38.

2.3. Максимальное число акционеров ОАО не ограничено, поскольку правовая форма АО исторически использовалась и используется в целях объединения (собирания) капиталов широкого круга лиц для осуществления предпринимательской деятельности.

Исходная посылка создания ЗАО связана со стремлением в принципе ограничить состав его акционеров. Поэтому для ЗАО характерным является закрытый состав его членов, что находит свое выражение в ограничении числа акционеров ЗАО, а также в рассмотренных выше положениях о закрытой подписке на акции, размещаемые обществом, и преимущественном праве акционеров на приобретение акций, продаваемых третьим лицам на вторичном рынке ценных бумаг.

Наличие несоразмерно большого числа акционеров создало бы практические проблемы в соблюдении правового режима, в определенной степени затрудняющего свободное обращение акций закрытого общества, с одной стороны, и права акционеров на отчуждение принадлежащих им акций, с другой стороны.

Число участников закрытого АО не должно превышать 50 (числа, установленного ст. 7 Закона об АО в соответствии с абз. 3 п. 2 комментируемой статьи). В противном случае указанное общество в течение 1 года должно преобразоваться в ОАО или добиться соответствующего сокращения числа своих акционеров. Если по истечении этого срока ЗАО не будет преобразовано в ОАО, а число акционеров не уменьшится до установленного законом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Положения об ограничении предельной численности акционеров не применяются к ЗАО с числом участников более 50, созданным до введения в действие Закона об АО (см. п. 4 ст. 94 Закона об АО), а также к ЗАО, созданным в результате преобразования ООО с числом участников более 50 в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 59 Закона об ООО (в связи с введением в действие данного Закона). Полагаем, что при увеличении числа акционеров в дальнейшем такие общества в течение 1 года после указанного увеличения (по данным реестра владельцев именных ценных бумаг) должны преобразоваться в открытые АО.

В соответствии с п. 6 ст. 98 ГК и ОАО, и ЗАО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения акционером всех акций общества.

2.4. Для ОАО характерна обязательная публичная отчетность.

В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи публичная отчетность состоит в опубликовании для всеобщего сведения годового отчета общества, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков. Перечень документов и сведений, подлежащих опубликованию, дополняется ст. 92 Закона об АО, а также актами ФКЦБ России. Порядок опубликования соответствующих документов и сведений определяется Законами об АО, о рынке ценных бумаг, о бухучете.

Обязательное опубликование обществом сведений о себе осуществляется в целях информирования о деятельности общества широкого круга заинтересованных лиц, прежде всего АО, имеющих право участвовать в управлении его делами, а также потенциальных инвесторов, которые должны иметь представление о финансовом положении общества, а следовательно, и о рыночной стоимости его ценных бумаг. Достоверность данных, содержащихся в публикуемых документах, должна быть подтверждена аудитором, не связанным имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Принцип публичной отчетности действует и в отношении ЗАО, если оно размещает облигации или иные ценные бумаги посредством открытой подписки. В этом случае ЗАО (и ОАО) в соответствии с п. 2 ст. 92 Закона об АО обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, установленных ФКЦБ России.

Другой комментарий к статье 97 Гражданского Кодекса РФ

1. В дополнение к регулированию публичных и непубличных обществ, установленному ст. 66.3 ГК РФ, в которой определены правила для непубличных обществ, комментируемая статья предусматривает требования к публичным обществам. Публичным обществом может быть только акционерное общество (п. 1 ст. 66.3 ГК).

Публичное акционерное общество обязано в своем фирменном наименовании иметь указание на то, что такое общество является публичным. Указание на публичность в фирменном наименовании позволит акционерному обществу размещать публично свои акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, а также публично обращать их на организованном рынке. Такое право у общества появляется со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи содержится требование к акционерным обществам, которые публично размещают акции либо ценные бумаги, конвертируемые в акции, либо чьи акции публично обращаются на рынке ценных бумаг, внести в свое фирменное наименование указание на то, что такое общество является публичным. Это требование относится прежде всего к существующим акционерным обществам, которые публично размещали указанные ценные бумаги или которые сейчас публично обращаются. До внесения изменений в Закон об акционерных обществах их уставный капитал должен отвечать требованиям, предъявляемым к открытым акционерным обществам, поскольку только открытые акционерные общества вправе осуществлять публичное размещение акций.

2. Несмотря на то что в ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ предусмотрено, что акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК в ред. настоящего Федерального закона), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, представляется, что такие общества после 1 сентября 2014 г. вряд ли смогут публично размещать акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции.

Такой вывод следует из толкования абз. 1 и 3 п. 1 комментируемой статьи. Поэтому для снижения юридических рисков желательно, чтобы такие общества внесли изменение в свое фирменное наименование. При этом Кодекс практически не установил никаких дополнительных положений, которые должны включаться в устав публичного общества, помимо положений об изменении фирменного наименования.

3. Комментируемая статья содержит специальное правило о том, что все положения устава, которые противоречат правилам о публичном акционерном обществе, установленным Кодексом, Законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах, недействительны. Указанная норма была введена намеренно, чтобы участники публичного акционерного общества могли ориентироваться прежде всего на нормы закона, если устав им противоречит. Однако это вряд ли избавит от судебных споров в случае корпоративного конфликта в публичном акционерном обществе.

4. Для публичных акционерных обществ обязательно создание коллегиального органа (совета директоров) общества, количественный состав которого не может быть менее пяти членов.

Действующий Закон об акционерных обществах устанавливает аналогичное требование для всех акционерных обществ, в которых создается совет директоров, и предусматривает обязательное увеличение их количества в зависимости от количества акционеров — владельцев голосующих акций акционерного общества (п. 3 ст. 66 Закона об акционерных обществах). По-видимому, эта норма должна действовать, поскольку указанный Закон в этой части не противоречит Кодексу.

5. Комментируемая статья также устанавливает требование о наличии в публичном акционерном обществе независимого регистратора. Указанная норма вступила в силу с 1 сентября 2014 г. Формально с этого момента все акционерные общества, которые на этот момент отвечают признакам публичного акционерного общества, должны передать ведение реестра акционеров независимому регистратору. Кодекс не раскрывает понятие независимого регистратора, и до его определения, видимо, придется ориентироваться на существующие определения независимости оценщика <1> и аудитора <2>. Закон с учетом специфики деятельности оценщика и аудитора предусматривает разные критерии независимости указанных лиц. Однако в качестве общих критериев независимости можно выделить следующие. Оценщик (аудитор) не должен являться участником юридического лица, в отношении которого проводится оценка (аудит), равно как и указанное юридическое лицо не должно быть участником оценщика (аудитора). Кроме того, запрещается проведение оценки (аудита) в отношении страховщиков оценщиков (аудиторов), правда, для аудиторов установлено более мягкое правило — только в отношении тех страховщиков, которые страхуют ответственность аудиторских организаций. Закон о рынке ценных бумаг содержит единственный запрет для регистратора: регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев ценных бумаг которого он ведет (абз. 4 п. 1 ст. 8 Закона). Иными словами, пока для регистратора установлены минимальные требования, направленные на исключение конфликта интересов. Так, если на момент заключения договора о ведении реестра с эмитентом регистратор был владельцем акций такого эмитента, он лишается права совершать с ними сделки и приобретать новые акции.

———————————
<1> См.: ст. 16 Закона об оценочной деятельности.
<2> См.: ст. 8 Закона об аудиторской деятельности.

В публичном акционерном обществе независимо от числа его акционеров функции счетной комиссии должен выполнять регистратор, который обязан также подтверждать принятие общим собранием публичного акционерного общества решений и состав участников, присутствовавших при его принятии (подп. 1 п. 3 ст. 67.1 ГК).

6. Кодекс устанавливает для публичных акционерных обществ запрет на ограничение количества акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. В то же время для непубличных акционерных обществ такая возможность прямо предусматривается п. 5 ст. 99 ГК РФ.

Публичное акционерное общество в отличие от непубличного общества не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК). Поскольку положения Кодекса в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу указанного Закона (п. 3 ст. 3 Закона), это требование применяется к размещению привилегированных акций после 1 сентября 2014 г. Таким образом, после 1 сентября 2014 г. невозможно размещать дополнительный выпуск привилегированных акций, номинальная стоимость которых меньше номинальной стоимости обыкновенных акций. Это правило применимо и к акционерным обществам, которые на момент вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ отвечают признакам публичных акционерных обществ.

7. Акции публичных акционерных обществ обращаются или могут обращаться на организованном рынке. Кодекс вводит запрет на установление ограничений на отчуждение акций публичного акционерного общества, а также не предоставляет акционерам право требовать исключения других акционеров из публичного общества (п. 1 ст. 67 ГК).

Еще одна норма, которая содержится в п. 5 комментируемой статьи, также имеет своей целью защитить акционеров от «размывания» их долей в уставном капитале публичного акционерного общества. Эта норма предусматривает, что преимущественное право приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, может быть предоставлено только акционерам и владельцам указанных ценных бумаг. При этом такое право предоставляется в порядке и в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах (п. 5 комментируемой статьи и п. 3 ст. 100 ГК).

8. Для непубличных акционерных обществ Кодекс установил возможность ограничить или расширить компетенцию общего собрания акционеров. В отношении компетенции общего собрания публичного акционерного общества установлены иные правила. Решение ряда вопросов, относящихся к компетенции общего собрания в соответствии с ГК РФ и Законом об акционерных обществах, можно будет передать на решение иных коллегиальных органов публичного акционерного общества. Кодекс и действующий Закон об акционерных обществах перечисляют вопросы, решение которых может быть передано на рассмотрение коллегиального органа (совета директоров) акционерного общества. Поскольку акционерное общество является публичным, оно не может воспользоваться положениями, предусмотренными ст. 66.3 ГК РФ, и передать решение вопросов, которые прямо не предусмотрены законом, иным органам общества. Кроме того, публичное акционерное общество своим уставом не может отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Кодексом и Законом об акционерных обществах. Иными словами, для публичного акционерного общества введен запрет на расширение исключительной компетенции общего собрания акционеров, которая установлена ГК РФ и законом. Данное положение нельзя признать новеллой. Однако введение этой нормы в Кодекс имеет большое значение для корпоративного управления в публичном акционерном обществе, поскольку это дает четкие ориентиры для акционера в понимании ими своих прав на участие в управлении акционерным обществом.

9. Публичное акционерное общество обязано раскрывать информацию, предусмотренную законом. Требования к раскрытию информации установлены Законом о рынке ценных бумаг и Законом об акционерных обществах. Для всех ценных бумаг, выпуск которых, в том числе акций, сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, установлены подробные правила (ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг). Эти нормы будут действовать и для публичных акционерных обществ, поскольку любая открытая подписка на акции, как правило, требует регистрации проспекта ценных бумаг. В случае если подписка на ценные бумаги не сопровождалась проспектом ценных бумаг, а это возможно только в случаях, установленных законом (п. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг), требования к раскрытию информации на основании закона устанавливаются организатором торговли (п. 28 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

Информация о корпоративном договоре, заключенном акционерами публичного акционерного общества, должна быть раскрыта в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об акционерных обществах. Статья 32.1 Закона об акционерных обществах определяет условия и порядок раскрытия информации об акционерных соглашениях (разновидность корпоративного договора). Эти условия следующие:

1) предметом соглашения являются акции, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг;

2) в результате такого соглашения его сторона получает возможность самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по обыкновенным акциям общества. Помимо этого, закон установил порядок раскрытия информации об акционерных соглашениях. Лицо, заключившее соглашение, направляет эмитенту акций, которые являются предметом соглашения, уведомление, информация о котором затем раскрывается этим эмитентом для всех акционеров (подп. 25 п. 14 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

10. Приведение деятельности акционерных обществ в соответствие с требованиями Кодекса о публичных обществах — длительный процесс и его завершение потребует как минимум принятия соответствующих изменений в законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг. Только после появления в законе норм, определяющих условия и процедуру прекращения статуса публичных акционерных обществ, можно будет снять юридические риски, неизбежно присутствующие в связи с введением нового регулирования.

11. Кодекс предусмотрел для публичных акционерных обществ запрет на заключение соглашения об устранении или ограничении ответственности единоличного исполнительного органа либо членов коллегиального органа таких обществ за совершение ими недобросовестных и неразумных действий. В случае заключения таких соглашений они признаются ничтожными. Для непубличных акционерных обществ возможно заключение соглашений, которые освобождают указанных лиц от ответственности за совершение ими неразумных действий (ст. 53.1 ГК).