Договор о целевом обучении

Что такое целевое направление?

Целевое направление – это официальное письмо юридического лица, адресованное руководству высшего учебного заведения. Документ содержит просьбу о зачислении конкретного абитуриента на определенную специальность.

Существует две разновидности целевого обучения. Набор – соглашение, которое заключают государственные (муниципальные) органы. Контрактная подготовка – учеба по направлению от отраслевых предприятий.

Механизм приема и обучения регламентируется Федеральным законом № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 56).

Выделяют следующие характерные особенности целевого приема:

  • абитуриенты проходят по отдельному конкурсу;
  • обучение целевика оплачивает будущий работодатель;
  • по окончании ВУЗа специалист обязан отработать на предприятии в течение определенного времени.

Направление на учебу может получить любой российский выпускник. Документ представляет собой договор, заключаемый между студентом, работодателем и учебным заведением.

Предприятие принимает на себя все расходы на обучение, включая выплату стипендии. Размер стипендии при этом превышает сумму обычного государственного пособия и может быть равен среднему заработку по месту работы.

Порядок получения «путевки»

Направление на учебу можно получить в местной администрации или в организации, заинтересованной в молодых специалистах. Многие ВУЗы предлагают абитуриентам целевые места на предприятиях, с которыми у них заключен договор о сотрудничестве.

Крупные предприятия часто организуют региональные олимпиады и конкурсы для школьников. Победителям и активным участникам предоставляется возможность бесплатного обучения и дальнейшего трудоустройства.

Кроме того, руководство организации поддерживает молодых людей со средним специальным образованием в их стремлении продолжить их учебу.

Для получения целевого направления абитуриент должен подготовить следующие документы:

  1. Выписка об успеваемости за первое полугодие выпускного класса (для школьников).
  2. Аттестат о среднем образовании.
  3. Документ об окончании техникума или колледжа.
  4. Характеристика с места учебы или работы.
  5. Дипломы, грамоты, подтверждающие участие и достижения в олимпиадах и конкурсах.
  6. Копию паспорта и ИНН.

Характеристику выдает руководство школы или предприятия. В ней отражаются все положительные качества кандидата. Пакет документов представляется в учреждение, с которым планируется заключить договор. Претендента могут пригласить на личное собеседование.

В выдаче направления могут отказать, в частности, по причинам:

  • низкой успеваемости;
  • представления ложных сведений;
  • пропуска срока приема.

Поиск работодателя, готового оплатить учебу в ВУЗе, следует начинать примерно за полгода до окончания школы. При этом закон запрещает учебным заведениям заключать договор с компаниями, которые находятся в частной собственности, и с индивидуальными предпринимателями. Такому работодателю предоставлено право оформления ученического соглашения (ст. 198 Трудовой кодекс РФ).

Выдача направления на учебу в конкретный институт, не означает то, что выпускник автоматически зачисляется на первый курс. Приемная комиссия оценивает результаты ЕГЭ и выбирает наиболее сильных претендентов.

Плюсы и минусы целевого обучения

Перед тем, как отправляться за целевым направлением в ВУЗ, абитуриент должен знать все достоинства и недостатки выбранного пути получения высшего образования.

К преимуществам такой учебы относится:

  • высокая вероятность поступления (конкурс намного ниже, по сравнению с общими условиями);
  • бесплатное обучение;
  • первоочередное зачисление (в случае неудачи можно участвовать в основном конкурсе по другой специальности или в другом институте);
  • получение стипендии от предприятия;
  • организация прохождения обязательной практики;
  • помощь при написании диплома (предоставление необходимых материалов);
  • гарантированное рабочее место по окончании ВУЗа.

Кроме неоспоримых достоинств целевое обучение обладает рядом существенных недостатков:

  • обязанность учиться без академической задолженности;
  • невозможность изменить профиль специальности (за исключением взаимосвязанных профессий);
  • возможное трудоустройство на место с низкой заработной платой;
  • необходимость отработать определенный срок в организации, заключившей договор.

Если выпускник за время учебы передумает возвращаться на предприятие, он обязан возместить средства, затраченные на его подготовку. В сумму возмещения входят:

  1. Оплата обучения.
  2. Социальные выплаты (например, стипендия).
  3. Штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.

Законодатель предусмотрел отдельные случаи, когда специалист может освободиться от обязательной отработки. Основанием для этого выступает призыв выпускника в армию, отпуск по уходу за ребенком, тяжелое заболевание студента и иные уважительные причины.

Обязательства работодателя

Предприятие или государственный орган, выдавший направление в ВУЗ, принимают на себя обязательства по обеспечению качественной подготовки специалиста. Общие обязанности включают:

  1. Своевременное перечисление денежных средств на счет ВУЗа.
  2. Ежемесячные стипендиальные выплаты.
  3. Предоставление места работы, соответствующее квалификации выпускника.

Нарушение работодателем условий договора освобождает молодого специалиста от необходимости отработать в организации определенное время.

Практические рекомендации для студента

При подписании договора на целевое обучение абитуриент и его родители должны тщательно изучить все пункты документа. Особое внимание следует уделить разделам о правах и ответственности сторон.

За время учебы возможно появление непредвиденных обстоятельств. В интересах студента необходимо заранее оговорить такие вопросы, как академический отпуск или серьезное заболевание.

Большинство целевых направлений в высшие учебные заведения выдается государством: правоохранительными органами, организациями здравоохранения и образовательными учреждениями.

Как получить направление в мединститут или ординатуру?

Огромной популярностью целевое обучение пользуется у будущих медиков. Это объясняется высоким конкурсом на бюджетные места.

Ежегодно Правительство РФ формирует перечень категорий специалистов, в которых нуждается государство. Далее Министерство образования РФ определяет количество мест для целевиков для каждого российского ВУЗа.

Школьникам необходимо обращаться в местное Управление здравоохранения. Все заявки формируются в единый список. После объявления результатов ЕГЭ выпускники с лучшими оценками получают путевку в институт. Возможно также получение рекомендации для поступления в ординатуру. Абитуриенты, имеющие среднее медицинское образование, могут самостоятельно заключать договор с медицинским учреждением.

Как поступить в один из ВУЗов МВД?

Путевки в высшие учебные заведения системы МВД распределяет региональное Управление внутренних дел. Преимущество при получении направления имеют выпускники профильных классов и молодые люди, прошедшие срочную службу в армии.

Кроме стандартных документов об успеваемости кандидаты представляют медицинскую справку о годности к прохождению обучения и службы.

Работа в органах внутренних дел предполагает наличие определенных качеств, например, устойчивость к стрессовым ситуациям. Поэтому претенденты проходят дополнительное психологическое тестирование.

Поступление на педагогические специальности

Целевое направление выпускникам, которые решили связать свою дальнейшую жизнь с преподаванием и воспитанием детей, выдает Управление образования местной администрации.

Абитуриенту следует уточнить в университете (институте), с какими средними учебными заведениями сотрудничает ВУЗ. После этого нужно побеседовать с директором выбранной школы. По результатам собеседования образовательное учреждение направит ходатайство в отдел образование о выдаче направления на целевое место.

За помощью в подборе школы можно обратиться в приемную комиссию педагогического ВУЗа. Чаще всего выпускникам предлагают подписать договор с учебными заведениями, расположенными в сельской местности.

Статья 56. Целевое обучение

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

  • 1) обязательства заказчика целевого обучения:
    • а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
    • б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
  • 2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
    • а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);
    • б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трёх лет в соответствии с полученной квалификацией с учётом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трёх лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Статья 56 Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
3. Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
4. Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.
5. Существенными условиями договора о целевом приеме являются:
1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;
2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.
6. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);
2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;
3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.
8. Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.
10. Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.

Поступление по квоте

В этой статье мы поговорим о непосредственном назначении использования квоты. По сути ее функция заключается в предоставлении возможности бесплатного поступления в вуз, преодолев более низкий проходной порог вступительных испытаний (ЕГЭ и ДВИ).

В рамках бюджетных мест выделяются:

— особая квота приема на обучение

* детей-инвалидов,

* инвалидов I и II групп,

* инвалидов с детства,

* инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях,

* детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

* ветеранов боевых действий;

— квота целевого приема на обучение.

Особая квота устанавливается приемной комиссией в размере не менее чем 10 % от объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждой образовательной программе. Абитуриенты, обладающие особым правом, должны предоставить подтверждающие документы. Опять же возможность поступления гарантирована тем, кто имеет более высокие баллы. Ограничения по минимальным баллам, установленные для поступающих, распространяются и на категории лиц, перечисленных выше.

Поступление по целевому направлению:

Подробнее остановимся на условиях поступления по целевому направлению.

Первым шагом является поиск компании, которая готова финансировать ваше обучение для удовлетворения нужд в квалифицированных кадрах. Основные варианты:

* на сайте вуза размещены списки организаций, заявки от которых принимает данное образовательное учреждение;

* попросите членов семьи, работающих на крупных предприятиях, узнать в отделе кадров о возможности получения квоты на обучение;

* обратитесь непосредственно в компанию, где вы хотели бы работать .

Договориться о получении целевого направления необходимо как можно раньше, лучше всего в сентябре-октяюре, поскольку количество мест, предоставляемых фирмой ограничено, а также некоторые вузы принимают заявления от работодателей лишь до 1 апреля. Фирма предоставляет целевое направление только для одного, выбранного вами вуза, при подаче документов в другие учебные заведения ваша льгота недействительна.

Следующий этап сопровождает множество бюрократических проволочек. Вы должны предоставить требуемые компанией документы такие, как:

*копия паспорта

*выписка из домовой книги

* медицинские справки и прочее.

Также нужно пройти собеседование, психологические и интеллектуальные тесты, сдать физические нормативы. Это уже зависит от политики организации, с которой вы намерены сотрудничать, некоторые не предъявляют подобных требований.

Конкурс на места в пределах целевой квоты проводится отдельно от основного набора бюджетников, но требования для поступающих одинаковы. Подобно остальным абитуриентам необходимо сдать ЕГЭ и внутренний экзамен (если вуз проводит ДВИ). При недостатке баллов в некоторых случаях квота может сгореть. В среднем баллы для категорий лиц, имеющих квоту, ниже основного набора на 20-30. То есть если вуз определяет допустимым для поступления на бюджет 371 бал, для квотников пределом будет отметка в 340. В большинстве случаев, если вы получили баллы достаточные для получения бюджетного места, можно отказаться от квоты, убрав с себя обязательства по отработке в будущем.

Целевики наравне с другими студентами, обучающимися за счёт бюджетных средств, могут получать государственную академическую стипендию. Однако случаи бывают разные, поэтому нужно внимательно ознакомиться с условиями договора.

Преимущества целевого приема

* Гарантированное трудоустройство выпускников университета

* Возможность совмещения обучения в университете и работы по специальности

* Дополнительные меры социальной поддержки за счет предприятия-работодателя при обучении в вузе

* Прохождение практик, стажировок, дипломного проектирования на будущем месте работы

Недостатки

* Отработка в течение трёх лет(однако ее может и не быть, либо ваши обязательства могут варьироваться в зависимости от компании). Условия работы после окончания вуза должны быть прописаны в договоре, который вы заключаете, будучи абитуриентом

* Не получится бросить учебу, так как одним из возможных последствий является выплата компенсации денежных средств, потраченных на ваше обучение, в троекратном размере. Вряд ли вам захочется расстаться с такой большой суммой.

* Также хочу обратить ваше внимание, что результаты ЕГЭ часто непредсказуемы. Многолетний труд может пойти насмарку из-за пары нерешенных заданий. Подобный исход будет огромным ударом, и поступление в желаемый вуз так и останется мечтой.

Если вы рады получить гарантированное трудоустройство и профессиональный опыт, то целевое направление — отличная возможность не упустить свой шанс. Но безусловно внимательно читайте договор, чтобы по прошествии четырёх лет условия вашей работы не стали для вас неожиданностью.