ФЗ о некоммерческих организациях

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» РФ 2018 года (N 7-ФЗ (редакция 2018))

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» — N 7-ФЗ — устанавливает правовое положение, порядок создания, ликвидации, деятельности, преобразования, использования имущества некоммерческих организаций/компаний/сообществ, как юридических лиц (это касается, в том числе, структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций). Определяет права и обязанности учредителей (участников) некоммерческих организаций, основы менеджмента таких структур, возможные формы их поддержки государственной властью и представительством местного самоуправления. Имеет силу действия по отношению ко всем созданным или создаваемым на территории нашей страны некоммерческим организациям кроме товариществ собственников жилья, потребительских кооперативов, садоводческих/дачных/огороднических некоммерческие объединений населения.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» 2015 года № 7-ФЗ был принят 08.12.1995 г.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Некоммерческая организация

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации

Статья 5.1. Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов)

Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 6. Общественные и религиозные организации (объединения)

Статья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Статья 6.2. Казачьи общества

Статья 7. Фонды

Статья 7.1. Государственная корпорация

Статья 7.2. Государственная компания

Статья 8. Некоммерческие партнерства

Статья 9. Частные учреждения

Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

Статья 10. Автономная некоммерческая организация

Статья 11. Ассоциации (союзы)

Статья 12. Утратила силу. — Федеральный закон от 11.02.2013 N 8-ФЗ.

Глава III. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 13. Создание некоммерческой организации

Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

Статья 13.2. Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

Статья 16. Реорганизация некоммерческой организации

Статья 17. Преобразование некоммерческой организации

Статья 17.1. Изменение типа государственного или муниципального учреждения

Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации

Статья 19. Порядок ликвидации некоммерческой организации

Статья 19.1. Особенности ликвидации казенного учреждения

Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации

Статья 21. Завершение ликвидации некоммерческой организации

Статья 22. Исключена. — Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.

Статья 23. Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации

Глава IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

Статья 25. Имущество некоммерческой организации

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации

Статья 27. Конфликт интересов

Глава V. УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

Статья 30.1. Ограничения на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Глава VI. ПОДДЕРЖКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

Статья 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

Статья 31.2. Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки

Статья 31.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Ответственность некоммерческой организации

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

«Комментарий к Федеральному закону о некоммерческих организациях» (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное) (Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф.) («Юрайт», 2000)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 марта 2000 года
Издание 3-е, дополненное и переработанное
В.В. ЗАЛЕССКИЙ, Р.Ф. КАЛЛИСТРАТОВА
Авторы
Залесский В.В. — доктор юридических наук, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Каллистратова Р.Ф. — доктор юридических наук, профессор, руководитель отдела гражданско — правовых исследований Российской правовой академии МЮ РФ.
Настоящее издание представляет собой подробный постатейный комментарий Федерального закона «О некоммерческих организациях». Комментарий подготовлен с учетом судебной практики и имеющихся литературных источников. В приложении представлены официальные материалы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций.
Рассчитан не только на специалистов, преподавателей, студентов, аспирантов юридических и экономических вузов, но и будет полезен тем, кто собирается учреждать некоммерческие организации или участвовать в их работе (общественные объединения, ассоциации, клубы, союзы, ЖСК, ГСК и т.д.).
12 января 1996 года N 7-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(в ред. Федеральных законов от 26.11.98 N 174-ФЗ,
от 08.07.99 N 140-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Закон о некоммерческих организациях (далее — Закон) принят в развитие положений Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), в котором дается лишь определение некоммерческой организации и названы наиболее распространенные формы этих юридических лиц (см. ст. 50 ГК).
Закон регулирует традиционные отношения, определяющие правовое положение и деятельность любого юридического лица: порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций. В комментируемом Законе уделено внимание возможным формам поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
2. Действие Закона распространяется на все некоммерческие организации, уже созданные или создаваемые на территории РФ, за исключением специально устанавливаемых данным Законом и другими федеральными законами. Следовательно, в рамках нормотворчества субъектов РФ не могут быть установлены какие-либо изъятия из действия Закона для некоммерческих организаций, образуемых на территории субъекта РФ.
3. Закон не распространяется на потребительские кооперативы, хотя п. 3 ст. 50 ГК РФ потребительские кооперативы относит также к некоммерческим организациям. Исключение потребительских кооперативов из предмета регулирования Закона объясняется своеобразной природой этого вида организаций — потребительские кооперативы служат удовлетворению в большей степени материальных потребностей граждан, тогда как иные формы некоммерческих организаций объединяются по признаку удовлетворения духовных потребностей и потребностей граждан в самореализации на политическом поприще и в других формах нематериального взаимодействия. Естественно, что на потребительские кооперативы распространяются общие положения ГК о юридических лицах и правила ст. 116 ГК, а также нормы специальных законов — Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.97) (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306), других законов по отдельным видам потребительских кооперативов.
В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5849) действие статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30 комментируемого Закона не распространяется на религиозные организации.
Статья 2. Некоммерческая организация
Комментарий к статье 2
1. В п. 1 комментируемой статьи в соответствии со ст. 50 ГК дается определение некоммерческой организации. Определение основано не на характеристике основных свойств этих организаций, а на отрицательном сопоставлении с коммерческими организациями. Положительному свойству коммерческих организаций — извлечение прибыли — противопоставлено отрицательное свойство — «не имеющие извлечение прибыли в качестве» основной цели своей деятельности. Этот признак дополняется вторым, существенным для тех некоммерческих организаций, которые в соответствии с Законом могут иметь какую-то прибыль, — «не распределяющие полученную прибыль между участниками».
2. Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в достижении общественных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, дается Законом. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие и т.д. Понятие социальной цели весьма широко, оно охватывает все иные цели, перечисленные в Законе. Следует считать, что под термином «социальные» в данном случае имеются в виду социальные услуги, предоставляемые, например, престарелым, инвалидам, другим категориям нуждающихся граждан. В зависимости от поставленных целей некоммерческие организации могут быть поделены на: создаваемые для достижения культурных целей в широком смысле (образовательных, научных, собственно культурных — например, организация совместных развлечений, зоопарк на общественных началах); создаваемые в целях охраны и укрепления здоровья населения (спортивные и физкультурные организации, организации, способствующие распространению передовых методов профилактики и лечения заболеваний и т.п.); правозащитные организации разнообразного направления (например, Московский союз потребителей); организации, создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан (религиозные организации, политические объединения и пр.).
Приведенная на основании Закона классификация представляется весьма условной и лишь в ограниченном объеме используется законодателем при создании специальных законов, посвященных отдельным видам некоммерческих организаций. К тому же некоммерческие организации могут создаваться также «в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Формула в значительной степени расплывчатая, дающая по сути неограниченные возможности «изобретения» разновидностей некоммерческих организаций. Но ее следует толковать вместе с ограничительной записью в п. 3 комментируемой статьи.
3. Провозгласив в п. 2 открытый перечень целей, ради достижения которых могут создаваться некоммерческие организации, Закон указывает, в каких формах могут быть созданы эти организации. В отличие от форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены в ст. 50 ГК, Закон не содержит закрытого перечня таких форм. Вместе с тем перечень организационно — правовых форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в Законе дозволено избрать любую форму по собственному усмотрению, но лишь такую организационно — правовую форму некоммерческой организации, которая предусмотрена федеральными законами. Уточнение «федеральными» имеет существенное значение, т.к. в п. 3 ст. 50 ГК РФ говорится о «других формах, предусмотренных законом». Таким образом, ясно, что нормативными актами субъектов Федерации не могут быть узаконены новые формы некоммерческих организаций.
Поименованные в п. 3 формы некоммерческих организаций получили законодательное закрепление в ряде специальных законов, по отношению к которым комментируемый Закон следует рассматривать как общий, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время действуют: Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово — промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 19.05.95) (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1390; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930), Федеральные законы от 19 мая 1997 г. N 78-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 19.07.98) (СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608), от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340), «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. (в ред. от 26.03.2000) (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; Рос. газета. 2000. 30 марта).
Закон о некоммерческих организациях формам этих организаций посвятил главу II, в которой дана характеристика таким формам, как общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономная некоммерческая организация, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации
Комментарий к статье 3
1. Согласно ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Если для хозяйственных товариществ и обществ законом установлено, какие учредительные документы необходимы (учредительный договор для полного товарищества и товарищества на вере, учредительный договор и устав для общества с ограниченной ответственностью, устав для акционерного общества), то для некоммерческих организаций Закон не определил обязательность использования того или иного вида учредительных документов, имея в виду, что специальные законы об отдельных формах некоммерческих организаций решат этот вопрос.
Некоммерческая организация приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации — Закон говорит «в установленном законом порядке», т.е. в органах юстиции, как того требует ст. 51 ГК РФ. До государственной регистрации некоммерческая организация может существовать, если она не преследует цели, запрещенные законом, но, не обладая статусом юридического лица, не вправе вступать в правоотношения гражданско — правового характера. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» таковые могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Зарегистрированная некоммерческая организация может иметь имущество в собственности, а некоторые из них — обособленное имущество в оперативном управлении (учреждения). Закон не предусматривает возможность создания некоммерческих организаций, которые имели бы имущество на праве хозяйственного ведения, т.к. право хозяйственного ведения присуще лишь хозяйствующим субъектам, ведущим предпринимательскую деятельность. Некоммерческая организация — собственник отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Как любое юридическое лицо некоммерческая организация обладает правоспособностью и дееспособностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность некоммерческой организации является специальной. Такая организация вправе совершать лишь такие юридические действия, которые направлены на достижение ее уставных целей. Коммерческая деятельность некоммерческих организаций допускается только для содействия в достижении основной цели, ради которой была создана организация. Прибыль, полученная от такой коммерческой деятельности, не распределяется между участниками некоммерческой организации. Состояние имущества некоммерческой организации, ее хозяйственные операции должны отражаться в ее самостоятельном балансе или в смете.
2. Некоммерческие организации создаются, как правило, без указания срока деятельности. В необходимых случаях такой срок может быть определен уставом, иными учредительными документами организации.
Срок деятельности некоммерческой организации может быть определен календарной датой, моментом достижения поставленной цели или временем наступления определенного события. Так, организация может быть создана на время проведения выборов в Государственную или региональную Думу для поддержки определенного кандидата. Возможно создание организации для оказания помощи пострадавшим от стихийного бедствия. Нет препятствий к тому, чтобы создать некоммерческую организацию по подготовке и проведению наблюдения солнечного затмения. Таким образом, срок деятельности организации может быть определен любой непротивоправной целью ее создания.
3. Право некоммерческой организации открывать счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами, вытекает из закрепленной законом возможности иметь имущество, необходимое для деятельности организации. Открытие банковских счетов осуществляется на основании договоров банковского счета, заключаемых в соответствии со ст. 845 — 860 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.07.99) (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459; Ст. 3469). Порядок открытия банковских счетов представлен в Инструкции Госбанка N 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР» от 30 октября 1986 года (в ред. от 31.08.90).
4. Участие некоммерческой организации в гражданском обороте и иных правоотношениях (налоговых, трудовых, административных и др.) требует надлежащего оформления, для которого организация имеет печать со своим наименованием на русском языке. Это обязательное требование Закона. Кроме того, организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также свою эмблему, зарегистрированную в установленном порядке. Порядок регистрации эмблемы некоммерческой организации пока не установлен. Во всяком случае, право на эмблему как элемент индивидуализации организации следует отнести к категории исключительных прав, предусмотренных ст. 138 ГК РФ. Использование чужой эмблемы без согласия правообладателя должно пресекаться в соответствии со ст. 12 ГК РФ.
Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации
Комментарий к статье 4
1. Зарегистрированная некоммерческая организация должна иметь наименование, отличающее ее от других организаций. В наименовании содержится указание на организационно — правовую форму (например, «Общественный фонд помощи ветеранам спорта»). Обязательно указание на характер деятельности организации — этим указанием определяются рамки специальной правоспособности конкретной организации. Наименование может быть использовано только той организацией, за которой оно зарегистрировано. Право на имя отнесено к числу исключительных прав ст. 138 ГК РФ.
2. Территориальные границы деятельности некоммерческой организации определяются целями деятельности, зафиксированными в ее учредительных документах. Однако место нахождения организации, по общему правилу, определяется местом, где она была зарегистрирована. По месту нахождения организации заключаются договоры от ее имени, исполняются обязательства, предъявляются иски к этой организации и рассматриваются споры в суде. Обычно по месту регистрации находится и постоянно