Обслуживание государственного долга

Государственный долг и расходы на его обслуживание.

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 29

Использование государством в своей финансовой политике привлеченных средств на кредитной основе приводит к формированию государственного долга и необходимости четкой системы управления им.

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим кредиторам. Различают текущий и капитальный, внешний и внутренний долги.

Текущий долг – это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году вместе с положенным к выплате в этот период процентами из всех выпущенных на данный момент займов.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть выплачены по займам.

Внутренний долг – это задолженность кредиторам внутри данного государства;

Внешний долг – задолженность кредиторам за пределами данной страны.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это относится как к текущему, так и к капитальному долгу. Относительно к текущему долгу необходимо обеспечить реальные источники погашения.

В управлении внутренним и внешним долгами существуют определенные специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешним займам зависит, прежде всего от валютных поступлений.

При недостаточной платежеспособности государства могут применяться такие способы коррекции политики займов:

— конверсия;

— консолидация;

— унификация;

— обмен по регрессивному соотношению;

— отсрочка погашения;

— аннулирование.

Конверсия государственного долга – это смена доходности займов. Она происходит в результате смены ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) ухудшения финансового состояния государства, когда последнее не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация – это перенесение обязательств по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока займа. Проводится в форме обмена облигаций предыдущей ( предыдущих) займов на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация представляет собой объединение нескольких займов в один займ. Она упрощает управление государственным долгом и может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательная мера, поскольку это не что иное, как частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения означает перенесение сроков выплаты задолженности. При этом в данный период выплата доходов не производится.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности. Но это не может рассматриваться как допустимый вариант. Авторитет государства, как и любого должника, зависит от признания им своих долгов и обеспечение их полного погашения в установленные сроки.

Обслуживание государственного долга

Главная » Экономисту » Обслуживание государственного долга


Вернуться назад на Государственный долг
Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация.
В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.
Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно.
Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.
Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств субъекта Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.
Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) местной администрации по обслуживанию муниципальных долговых обязательств, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с местной администрацией.
Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с местной администрацией, производится за счет средств местного бюджета.
Комментируемая статья в соответствии с Законом N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции. Одним из изменений является то, что в п. 1 комментируемой статьи дано определение понятия «обслуживание государственного (муниципального) долга»: операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. 113 Кодекса все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Как установлено в ст. 23 Закона о Банке России:
— Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции по обслуживанию государственного долга России;
— полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга России определяются федеральными законами;
— Банк России и Минфин России в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ.
В статье 21 Закона о Банке России предусмотрено, что Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг России и погашения государственного долга России с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам России закреплено в качестве бюджетного полномочия Банка России в п. 3 ст. 155 Кодекса. Выполнение Банком России функций генерального агента по государственным краткосрочным бескупонным облигациям, облигациям федеральных займов и государственных федеральных облигаций регулируется Положением об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг, утвержденным Банком России N 219-П. В целях названного Положения Банк России на рынке облигаций выполняет функции генерального агента эмитента по обслуживанию выпусков облигаций, дилера (первичного дилера), контролирующего органа, организатора денежных расчетов по сделкам с облигациями, регулятора рынка, иные функции, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно п. 4 комментируемой статьи оплата услуг иных агентов, нежели Банк России (т.е. кредитных организаций или других специализированных финансовых организаций, осуществляющих на основании договора с Минфином России функции по обслуживанию долговых обязательств России, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению), производится за счет средств федерального бюджета.
В ранее действовавшей редакции п. 5 комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений N 63-ФЗ) предусматривалось, что оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. В качестве примера реализации данного положения целесообразно привести Постановление Правительства РФ N 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций», которым утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций.
Так, в п. 2 Постановления Правительства РФ N 771 определено, что оплата услуг агента по размещению и обслуживанию государственных сберегательных облигаций не может превышать:
— в отношении услуг по проведению аукциона по размещению государственных сберегательных облигаций — 0,025% от суммы фактически размещенных на аукционе государственных сберегательных облигаций исходя из их номинальной стоимости;
— в отношении услуг по выплате доходов по государственным сберегательным облигациям и их погашению — 0,025% от суммы выплаченных доходов по государственным сберегательным облигациям и размера средств, направленных на их погашение.
Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность привлекать исполнительным ОГВ субъекта РФ, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта РФ, на основе агентских соглашений кредитные организации и другие специализированные финансовые организации для обслуживания долговых обязательств субъекта РФ, а также их размещения, выкупа, обмена и погашения.
Согласно п. 6 комментируемой статьи оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных такими агентскими соглашениями, производится за счет средств бюджета субъекта РФ.

В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрена возможность местной администрацией муниципального образования привлекать на основе агентских соглашений кредитные организации и другие специализированные финансовые организации для обслуживания муниципальных долговых обязательств, а также их размещения, выкупа, обмена и погашения.
В соответствии с п. 8 комментируемой статьи оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных такими агентскими соглашениями, производится за счет средств местного бюджета.
Государственный долг Российской Федерации
Государственный доход
Государственный кредит
Государственный рынок
Государственные внебюджетные фонды
Государственные внебюджетные фонды страны


| | Вверх

Обслуживание государственного и муниципального долга

Обслуживание государственного (муниципального) долга — это операции по выплате доходов по государственным и муници­пальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответст­вующего бюджета.

Центральный банк РФ, кредитная или другая специализированная финансовая организация на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ, выполняет функции генерального агента (агента) Правительства РФ.

Центральный банк РФ осуществляет функции генерального агента безвозмездно.

Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, преду­смотренных агентскими соглашениями, заключенными с Ми­нистерством финансов РФ, производится за счет средств феде­рального бюджета.

Обслуживание государственного долга субъекта РФ и муниципального долга осуществляется аналогично.

Учет и регистрация государственных долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств муници­пального образования осуществляются соответственно:

• в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственной долговой книге РФ);

• государственной долговой книге субъекта РФ;

• муниципальной долговой книге муниципального образования.

Министерство финансов РФ осуществляет ведение Государст­венной долговой книги РФ, в которую вносятся сведения:

• об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Рос­сийской Федерации;

• дате возникновения обязательств;

• исполнении указанных обязательств полностью или частично;

• другая информация.

Ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муни­ципальной долговой книги осуществляется соответственно фи­нансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муни­ципального образования.

В государственной долговой книге субъекта РФ, муниципальной долговой книге муниципального образования учитывается в том числе информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств.

Информация о долговых обязательствах муниципального образо­вания, отраженных в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Затем эта информация, как и информация о долговых обяза­тельствах субъекта РФ, отраженная в государственной долговой книге субъекта РФ, передается Министерству финансов РФ в сроки, установленные этим органом.

Внешние долговые требования Российской Федерации

Внешние долговые требования РФ — это финансовые обязатель­ства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая дол­говые требования:

• возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Пра­вительства РФ государственных экспортных кредитов иност­ранным заемщикам или их банкам-кредиторам;

• юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 01.01.91 в связи с экс­портом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Рос­сийской Федерацией.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит – это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществ­ляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу ино­странного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Пра­вительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров
и услуг или его банком-кредитором при наличии государственной гарантии иностранного государ­ства по возврату этого кредита.

Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается номинальная сумма долга иностранных:

• государств и иностранных юридических лиц перед РФ по предоставленным бывшим СССР и РФ кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и РФ;

• юридических лиц перед РФ, возникшая до 01.01.91 в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;

• государств и иностранных юридических лиц перед РФ, по которому у РФ имеются права требования по договорам об уступке прав требования;

• юридических лиц по предоставленным им банком — агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.

Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ предоставля­ются по состоянию на конец отчетного финансового года в со­ставе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финан­совый год.

Программа предоставления государственных финансовых и го­сударственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении ГД проекта федерального закона на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к закону.

В случае неутверждения ГД очередной про­граммы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.

Под реструктуризацией долга иностранного государства и иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов.

Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) ино­странным юридическим лицам может быть осуществлена Прави­тельством РФ в соответствии с российским законодательством.