Пропускной режим на предприятии

Организация пропускного режима

Организация объектовых режимов безопасности

Обеспечение безопасности предприятия (объекта) предполагает использование в рамках законодательства комплекса механизмов, методов и средств, создающих необходимые ограничения доступа посторонних лиц к его ресурсам и активам. Очевидно, что эффективная реализация такой многоплановой задачи в значительной степени зависит от тщательной и кропотливой работы, которую проводят рядовые сотрудники службы безопасности по ограничению бесконтрольных действий персонала и командированных лиц на территории объекта в аспекте обеспечения его безопасности. Именно эта деятельность и обозначается понятием особого режима объекта, который представляет собой совокупность повседневных контрольно-учетных мероприятий по обеспечению выполнения требований его безопасности.

Практика обеспечения безопасности так называемых режимных объектов показала, что всю совокупность специальных контрольно-учетных мероприятий по функциональному назначению условно можно разделить на следующие виды: пропускной режим, основной целью которого является организация физической защиты внешнего периметра объекта и соответствующего санкционированного допуска сотрудников и других лиц для выполнения своих служебных обязанностей; внутриобъектовый режим, обеспечивающий выполнение требований безопасности на территории и в служебных помещениях режимного объекта и направленный, как правило, на противодействие внутренним угрозам.

Пропускной режим — это совокупность правил, регламентирующих порядок входа (выхода) физических лиц, въезда (выезда) транспортных средств на режимный объект, вноса (выноса), ввоза (вывоза) документов и вещей, а также совокупность мероприятий по реализации этих правил.

Пропускной режим вводится для исключения проникновения посторонних лиц на территорию режимного объекта, в его административные и производственные здания, а также в охраняемые по требованиям режима секретности зоны (категорированные помещения), для ограничения посещения должностными лицами режимных помещений без служебной необходимости, запрещения вноса (ввоза) на территорию объекта посторонних предметов и технических средств, выноса (вывоза) материальных ценностей, документов и других нематериальных активов без разрешения уполномоченного должностного лица.

Пропускной режим предусматривает, в частности, оборудование и организацию работы контрольно-пропускных пунктов (постов). С этой целью ответственные работники службы безопасности должны проанализировать организационную структуру предприятия, места расположения и архитектуру его отдельных производственных и служебных помещений, характер производственной деятельности (производства) в них.

Выяснение этих вопросов позволяет: выделить объекты и территории предприятия, на которых необходимо организовать охранный пропускной режим; определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска физических лиц и транспортных средств, вывоза (ввоза) материальных ценностей; определить перечень предметов, запрещенных к проносу (провозу) в охраняемые зоны режимного объекта.

На основе прогноза объема потоков физических лиц, транспортных средств, грузов, материальных ценностей, пересекающих охраняемый периметр предприятия, задается необходимая пропускная способность КПП и возможный вариант оптимизации автоматизированного контроля «прохода», «проезда», «проноса» и «провоза» на границах охраняемых объектов и территорий.

Организация пропускного режима предполагает также разработку определенного нормативного обеспечения этой деятельности, согласованного с общей нормативно-правовой базой предприятия. Важность этого момента определяется тем, что вводимые требования по ограничению доступа должны строго соответствовать действующему законодательству и ни в коей мере не противоречить конституционным правам и свободам.

Пропускной режим осуществляется на основании внутреннего нормативного документа — инструкции, утверждаемой руководителем предприятия.

Инструкция, как правило:

· начинается с описания общих целей и задач, решаемых системой пропускного режима;

· предусматривает создание специального структурного подразделения (бюро пропусков) по оформлению документов, дающих право на проход;

· вводит систему пропусков для физических лиц и транспортных средств;

· задает ответственность должностных лиц, в обязанности которых входит организация этого режима;

· определяет соответствующие структурные подразделения, осуществляющие его практическую реализацию.

Основным разделом инструкции служит порядок пропуска (прохода) физических лиц, вывоза (ввоза) на территорию объекта, который определяет:

· основания права на проход, которыми являются удостоверения сотрудников (работников) предприятия, временные и разовые пропуска, магнитные карты (для электронных проходных), пропуска-вкладыши к удостоверению личности (паспорту);

· перечень сторонних организаций, контрольно-надзорных органов государственной власти, имеющих право прохода по своим служебным удостоверениям;

· порядок предъявления документов на проход, как правило, в развернутом виде в руки дежурному службы охраны для однозначной идентификации при каждом входе (выходе) на охраняемый объект;

· правила выдачи и оформления временных и разовых пропусков;

· правила досмотра с согласия сотрудника его личных вещей (портфелей) при наличии оснований для подозрений о возможности вноса (выноса) запрещенных предметов, при отказе от досмотра предусматриваются места временного хранения таких вещей;

· предельные сроки пребывания работников на своих рабочих местах и правила оформления разрешения на сверхурочные работы;

· порядок прохода делегаций, иностранных граждан, который, как правило, осуществляется по списку в сопровождении ответственного должностного лица.

Одним из разделов инструкции определяются правила проезда (выезда) транспортных средств, которые предусматривают:

· основания для въезда (выезда) служебного транспорта в виде пропусков установленного образца и/или служебных удостоверений водителей и пассажиров;

· перечень должностных лиц, имеющих право въезда на объект на служебном автотранспорте без проверки документов;

· правила пропуска автотранспорта сторонних организаций по разовым пропускам на въезд автотранспорта в сопровождении сотрудника подразделения, принимающего посетителей или груз, водитель и пассажиры пропускаются на объект в соответствии с установленным порядком для физических лиц;

· порядок въезда автотранспорта для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляемый по личному распоряжению уполномоченного должностного лица, в ведении которого находится режимный объект;

· основания для ввоза грузов на режимные объекты, которыми являются товаротранспортные накладные и подтверждение ожидаемого груза от руководителей заинтересованных подразделений;

· основания для вывоза грузов (материальных ценностей) в виде материального пропуска, для выдачи которого оформляется по установленной форме заявка, подписанная материально-ответственным лицом и уполномоченным должностным лицом;

· обязанность дежурного службы охраны по проверке соответствия вывозимого груза (материальных ценностей), указанных в материальном пропуске.

В заключение инструкция определяет порядок и правила контроля пропускного режима. Контроль за несением службы по организации охраны периметра, действий оперативных дежурных, а также наряда охраны осуществляется уполномоченными должностными лицами, назначенными руководителем предприятия.

Эффективность пропускного режима во многом определяется тем, как организована охрана объекта. В соответствии с действующим законодательством выполнение охранных функций могут осуществлять только специализированные силы и организации. Например, охрана так называемых критических объектов крупных организаций и предприятий (атомные электростанции, химические производства и т.д.) осуществляется внутренними войсками или подразделениями вневедомственной охраны МВД России. Действующее законодательство разрешает указанным структурам обеспечивать охрану имущества на договорной и внедоговорной основе. Кроме этого, им разрешены контроль деятельности, используемой на предприятиях других охранных структур, испытание систем и технических средств охранной сигнализации, осуществление технического надзора за оборудованием объектов средствами охранной сигнализации. В ряде случаев охрану государственных объектов осуществляет ведомственная охрана, создаваемая отдельными федеральными органами исполнительной власти. Их перечень устанавливает Правительство Российской Федерации. Действующее законодательство разрешает привлечение ведомственной охраны на договорной основе для защиты имущества предприятий, отличных от государственной формы собственности.

Основные задачи ведомственной охраны: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного режима; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Выполнение охранных функций, в том числе защиты личного состава на малых и средних предприятиях, как правило, осуществляют частные охранные предприятия (ЧОП), действующие на основе законодательства о частной детективной и охранной деятельности. Частным охранным предприятиям разрешается оказывать различные услуги, в том числе по вооруженной охране имущественных ценностей при транспортировке и защите жизни и здоровья персонала. Кроме этого, ЧОП могут обеспечивать проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации, консалтинговые услуги по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Нормативной основой организации охранных мероприятий является соответствующая инструкция, утверждаемая руководителем предприятия. Она должна включать общие положения несения охранной службы, состав суточного наряда, его оснащение, особые обязанности должностных лиц охранных нарядов, действия охраны при объявлении тревоги, при пожаре и других видах чрезвычайных ситуаций.

Общее руководство организацией и несением службы нарядами охраны, а также взаимодействие с соответствующими правоохранительными органами и другими охранными структурами, как правило, осуществляет руководитель ЧОП, предоставляющий на договорной основе соответствующие охранные услуги.

Личный состав нарядов охраны непосредственно подчиняется руководителю ЧОП и дежурному по объекту. В нерабочее время и в отсутствие руководителя охранного предприятия руководство охранной службой осуществляет дежурный по объекту.

Перевозка и сопровождение специальных грузов, порядок приема и сдачи под охрану режимных помещений, а также ведение личной охраны регламентируются отдельными инструкциями.

Тревога объявляется при нападении на охраняемый объект или караульный пост. Сигнал тревоги может быть подан сотрудником охраны с поста или поступить на пульт охранной сигнализации. Сигналами тревоги могут являться указания уполномоченного должностного лица, звуковой и световой сигналы, окрики «тревога» и т.д.

Дежурный по объекту при получении тревожных сигналов в зависимости от складывающейся обстановки направляет на место происшествия группу быстрого реагирования из резерва охраны, усиливает охрану на постах объекта, выясняет обстоятельства тревоги, определяет необходимость дополнительных средств охраны и ликвидации причин тревоги и докладывает о принятых мерах руководству охраны и предприятия.

Сотрудники охраны, несущие службу на пропускных постах, при объявлении тревоги прекращают допуск (вход) на объект и выход с объекта всех лиц, за исключением руководителей объекта, которым они подчиняются по службе.

Сотрудники охраны, находящиеся в резерве, по указанию дежурного по объекту экипируются с учетом характера тревоги и следуют на место происшествия, усиливают посты, а также выполняют другие указания руководства охраны.

При пожаре и возникновении других чрезвычайных ситуаций дежурный по объекту при получении соответствующей информации объявляет тревогу.

Уполномоченные должностные лица в пределах своих полномочий руководят действиями личного состава предприятия в соответствии со сложившейся обстановкой, привлекая при необходимости технических специалистов и персонал ЧОП, о чем немедленно докладывают руководству. Вызывается служба экстренного вызова, аварийные бригады соответствующих коммунальных служб, обеспечивается встреча специалистов и их допуск на объект в сопровождении службы охраны. При принятии решения об эвакуации персонала объекта и посетителей, а также материальных ценностей создаются временные посты для их охраны и усиления пропускного режима.