Ст 105 44 ФЗ

Постановление № 22-2444/2013 22-94/2014 от 28 января 2014 г. по делу № 22-2444/2013

Орловский областной суд (Орловская область) — Уголовное

№ 22 н/п-2444/2013 Судья Носков Г.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 января 2014 года г. Орел

Судебная коллегия по уголовным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего

Зуенко О.С.

при секретаре

Фоминой Е.А.

рассмотрела в судебном заседании апелляционные жалобы подсудимого на постановления Железнодорожного районного суда г. Орла от 14.11.2013 и от 15.11.2013, которыми оставлены без рассмотрения апелляционная жалоба и дополнение к ней на постановление от 21.10.2013 о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания.

Заслушав выступление подсудимого ФИО8 в режиме видеоконференц-связи, адвоката Шелепы А.С., поддержавших доводы, изложенные в апелляционных жалобах, мнение прокурора Шевлякова А.В. об оставлении постановлений без изменения, суд

установил:

Железнодорожным районным судом г. Орла от 21.10.2013 по итогам предварительного слушания вынесено постановление о назначении судебного заседания по уголовному делу в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ. Постановлением также разрешен вопрос о мере пресечения ФИО1

Не согласившись с данным постановлением в части отсутствия в нем суждения относительно заявленных стороной защиты ходатайств, подсудимый ФИО1 подал апелляционную жалобу, а подал дополнение к ней.

и постановлениями судьи Железнодорожного районного суда г. Орла апелляционная жалоба и дополнение к ней оставлены без рассмотрения как поданные по истечении срока обжалования.

В апелляционных жалобах на указанные постановления подсудимый ФИО1 просит их отменить, как незаконные. Считает, что судом неверно исчислен срок обжалования постановлений суда, поскольку календарный период с по включает в себя нерабочие дни , , , , в связи с чем по состоянию на срок обжалования постановления им пропущен не был.

Проверив материал, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 и 3 ст. 389.4 УПК РФ апелляционная жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления. Апелляционные жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.

Как следует из материалов дела, копия постановления о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания ФИО1 была получена в день его вынесения — 21.10.2013 года, о чем имеется его расписка (л.м.62 оборот) и подтверждено подсудимым в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба ФИО1 была составлена 04.11.2013, т.е. по истечении десятидневного срока, предусмотренного ст. 389.4 ч.1 УПК РФ, при этом ходатайства о восстановлении срока апелляционного обжалования ФИО1 не заявлялось.

При таких обстоятельствах суд обоснованно принял решение об оставлении апелляционной жалобы ФИО1 без рассмотрения, разъяснив осужденному его право в соответствии со ст. 389.5 УПК РФ ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования.

В связи с принятым решением об оставлении апелляционной жалобы ФИО1 без рассмотрения и ввиду отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования обоснованным является и постановление суда от 15.11.2013 об оставлении без рассмотрения дополнения к апелляционной жалобе ФИО1

Доводы ФИО1 о том, что из десятидневного срока обжалования постановления подлежат исключению выходные дни – 27, 28 октября 2013 г. и 2,3,4 ноября 2013 года являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании положений ч. 2 ст. 128 УПК РФ.

В силу ч. 2 ст. 128 УПК нерабочие дни не включаются в срок обжалования судебного решения только в случае, если последний день его обжалования приходится на нерабочий день, тогда как срок обжалования ФИО1 постановления от 21.10.2013 истекал 31.10.2013, являвшимся рабочим днем.

Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену постановления, по материалу не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд

постановил:

постановление Железнодорожного районного суда г. Орла от 14.11.2013 и постановление Железнодорожного районного суда г. Орла от 15.11.2013 об оставлении без рассмотрения апелляционной жалобы и дополнения к ней ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда от оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

№ 22 н/п-2444/2013 Судья Носков Г.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 января 2014 года г. Орел

Судебная коллегия по уголовным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего

Зуенко О.С.

при секретаре

Фоминой Е.А.

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу подсудимого ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда от 07.11.2013, которым отклонены замечания на протокол судебного заседания от 25.10.2013.

Заслушав выступление подсудимого ФИО1 в режиме видеоконференц-связи, адвоката Шелепы А.С., поддержавших доводы, изложенные в апелляционной жалобе, мнение прокурора Шевлякова А.В. о прекращении апелляционного производства, так как постановление суда в силу ч. 2 ст. 389.2 УПК РФ подлежит обжалованию одновременно с итоговым решением, суд

установил:

в производстве Железнодорожного районного суда г. Орла находится уголовное дело, по которому ФИО1 обвиняется в угрозе убийством и открытом хищении имущества ФИО6 с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.

по данному уголовному делу состоялось предварительное слушание, по итогам которого принято решение о назначении судебного заседания на 25.10.2013.

по уголовному делу состоялось судебное заседание. Ознакомившись с протоколом данного судебного заседания, подсудимый ФИО1 подал замечания.

Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 07.11.2013 г. замечания ФИО1 на протокол судебного заседания от 25.10.2013 г. отклонены.

На это постановление подсудимым подана апелляционная жалоба.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурором заявлено ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда г. Орла от 07.11.2013, поскольку данное решение суда является промежуточным, и в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 389.2 УПК РФ не подлежит самостоятельному обжалованию.

Выслушав стороны, суд не находит оснований для рассмотрения апелляционной жалобы подсудимого ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 389.2 УПК РФ, до вынесения итогового судебного решения апелляционному обжалованию подлежат постановления мирового судьи о возвращении заявления лицу, его подавшему, либо об отказе в принятии заявления к производству; судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков её действия, о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору; другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления.

В силу ч.2 ст. 389.2 УПК РФ не подлежат самостоятельному апелляционному обжалованию, а обжалуются одновременно с итоговым судебным решением по делу, в частности, определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, за исключением указанных в части 3 статьи 389.2 УПК РФ.

Таким образом, постановление суда, принятое по результатам рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания, не подлежит самостоятельному обжалованию и пересмотру в апелляционном порядке. С доводами о несогласии с решением судьи по рассмотрению замечаний на протокол судебного заседания ФИО1 вправе обратиться в случае обжалования в установленном законом порядке итогового решения по делу.

Данные положения были разъяснены в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.1998 г. № 20-П, в определении от 13.06.2002 № 145-О, в которых указано, что принятое судом в ходе производства по уголовному делу решение по промежуточному вопросу, к которому относится и решение судьи по рассмотрению замечаний на протокол судебного заседания, может быть проверено вышестоящим судом одновременно с рассмотрением жалобы на приговор или иное итоговое решение, что является допустимым и не нарушает права на судебную защиту. Возможность судебной проверки законности и обоснованности промежуточных действий и решений суда при этом не устраняется, — она лишь переносится на более поздний срок и осуществляется после постановления приговора.

С учетом изложенного, поскольку отсутствуют основания для апелляционного обжалования судебного решения, в соответствии с п. 10 ч.

Статья 105. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Порядок подачи жалобы



1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественныйконтроль общественные объединения, объединения юридических лиц всоответствии с законодательством Российской Федерации имеют правообжаловать в судебном порядке или в порядке, установленномнастоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия(бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченногоучреждения, специализированной организации, комиссии поосуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактнойслужбы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки,если такие действия (бездействие) нарушают права и законныеинтересы участника закупки.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки в порядке,установленном настоящей главой, не является препятствием дляобжалования участником закупки, общественным объединением,объединением юридических лиц таких действий (бездействия) всудебном порядке.

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускаетсяв любое время после размещения в единой информационной системеплана закупок, но не позднее чем через десять дней с датыразмещения в единой информационной системе протокола рассмотрения иоценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения иоценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запросапредложений, а в случае определения поставщика (подрядчика,исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующегопротокола. Жалоба на положения документации о закупке может бытьподана любым участником закупки, общественным объединением,объединением юридических лиц до окончания установленного срокаподачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия(бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявкамии (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документовзаявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросепредложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе,обжалование таких действий (бездействия) может осуществлятьсятолько участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе,аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истеченииуказанных в настоящей части сроков обжалование соответствующихдействий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа,уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лицаконтрактной службы, контрактного управляющего осуществляется тольков судебном порядке.

Разъяснения ВС РФ по апелляционной жалобе

Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки в случае, если данныедействия (бездействие) совершены при определении поставщика(подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона,осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любоевремя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также впериод аккредитации на электронной площадке, но не позднее чемчерез десять дней с даты размещения на электронной площадкепротокола подведения результатов такого аукциона либо протоколарассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протоколапроведения такого аукциона в случае признания такого аукционанесостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционеможет быть подана участником закупки до окончания срока подачизаявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, еслиобжалуемые действия (бездействие) совершены после началарассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данныхдействий (бездействия) может осуществляться только участникомзакупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае,если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрениивторых частей заявок на участие в электронном аукционе или призаключении контракта, обжалование данных действий (бездействия)осуществляется до заключения контракта. По истечении указанныхсроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, оператора электронной площадки,аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) оператора электроннойплощадки, связанных с аккредитацией участника закупки наэлектронной площадке, допускается в порядке, установленномнастоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершенияобжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий(бездействия) оператора электронной площадки, связанных спроведением электронного аукциона, допускается в порядке,установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4настоящей статьи.

6. Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, связанных с заключением контракта,допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднеедаты заключения контракта.

7. Участник закупки, общественное объединение и объединениеюридических лиц подают жалобу в письменной форме.

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченногооргана, уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лицаконтрактной службы, контрактного управляющего, оператораэлектронной площадки (далее также — жалоба) должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (приналичии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес,номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которогообжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождения (для юридического лица), наименование, место нахожденияобщественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию,имя, отчество (при наличии), место жительства (для физическоголица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электроннойпочты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалованиядействий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных саккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ееобоснованность. При этом жалоба должна содержать переченьприлагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или егопредставителем. К жалобе, поданной представителем, должны бытьприложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия наподписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения вслучае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленнымнастоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочиякоторого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренногонастоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решениесуда или контрольного органа в сфере закупок.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимаетсяв течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решенияо возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшемужалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано всудебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятияконтрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, приэтом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия(бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобыконтрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованнымлицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единойинформационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный наосуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие)заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки в отношении закупокдля обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных нужд;

2) контрольный орган в сфере государственного оборонногозаказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лицконтрактной службы, контрактного управляющего, оператораэлектронной площадки в отношении закупок для обеспеченияфедеральных нужд, которые относятся к государственному оборонномузаказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральныхнужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу исведения о которых составляют государственную тайну;

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лицконтрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупокдля обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальныхнужд муниципальных образований, находящихся на территории субъектаРоссийской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный наосуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие)заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактногоуправляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальныхнужд.

18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы всфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотренияжалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок,принятых по ним решений и выданных предписаний.

Обжалование действий заказчика (Репин А.)

Любой участник закупки может обжаловать действия (бездействия) Заказчика:

  • в судебном порядке
  • в контрольный орган в сфере закупок.

Жалоба может быть подана в двух случаях:

  • Нарушения в документации Заказчика. Достаточно часто в документации Заказчика бывают нарушения, которые сложно заметить, но они могут существенно повлиять на определение поставщика, и не в Вашу пользу.
  • Незаконное отклонение заявки комиссией Заказчика. Если Вашу заявку отклонили по надуманным (формальным) основаниям, Вы всегда можете подать жалобу.

Однако участнику нужно понимать, что жалоба должна быть составлена грамотно:

  • Необходимо содержание идентификационной информации о юридическом/физическом лице
  • Обязательно должно быть указание на закупку
  • Необходимо четкое указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика
  • К жалобе необходимо приложить полный пакет документов, доказывающий ее обоснованность.
  • При этом сама жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Также не стоит забывать, что подача жалобы в УФАС ограничена временными рамками, а именно:

  • не позднее окончания срока подачи заявок в случае подачи жалобы на положения документации
  • не позднее, чем 10 дней после размещения итогового протокола рассмотрения заявок в сети Интернет в случае подачи жалобы на отклонение заявки.

Согласно 44-ФЗ , жалоба может быть возвращена подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  • жалоба не соответствует каким-либо требованиям, указанным выше;
  • жалоба подана по истечении срока, предусмотренного нормами 44-ФЗ;

Контрольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня подачи жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, а также лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Наши специалисты обладают большим опытом в выявлении любых нарушений и помогут грамотно составить жалобу как на положения документации, так и на незаконное отклонение Вашей заявки, проконсультировать Вас относительно каждого из положений жалобы,

Если же Вашу заявку по каким-либо причинам уже отклонили, то наши эксперты помогут оперативно и качественно составить опровержение на незаконное отклонение.

Также мы можем предложить представление ваших интересов или сопровождение в федеральной антимонопольной службе Вашего территориального управления.

Для контакта с нами и бесплатного анализа документации просто отправьте ссылку на документацию на почту info@govzakupki.ru указав контактный номер телефона.

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований…», так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to08@fas.gov.ru