Ст 121 СК

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 121 СК РФ

1. Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве. Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В России ежегодно готовятся государственные доклады о положении детей в стране , принимаются федеральные целевые программы «Дети России». В субъектах Российской Федерации также принимаются акты, направленные на поддержку семьи и детства. Так, правительством Свердловской области принято Постановление от 4 декабря 2002 г. «О концепции реализации государственной семейной политики Свердловской области на период до 2015 года» .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 «Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации».

Областная газета. 10.12.2002.

2. В СК РФ впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 1 комментируемой статьи. Он не является исчерпывающим. Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей, и он шире приведенного в СК РФ. В данном Законе в дополнение к перечню СК РФ названы: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Этим Законом даны легальные определения таких понятий, как:

1) дети-сироты — это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;

3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя либо они остались без их попечения.

Для указанных лиц вышеназванным Законом был введен ряд социальных гарантий, в первую очередь в жилищной сфере; им также гарантировалось сохранение права собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям, и права на земельные доли, полученные их родителями в ходе приватизации и реорганизации юридических лиц агропромышленного комплекса.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ п. 1 комментируемой статьи был дополнен упоминанием о еще одном факте, порождающем правовое состояние «ребенок, оставшийся без попечения родителей», — создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления , хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
———————————
На практике встречается заблуждение о том, что ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует СК РФ.

3. Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот).

С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей , его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов. В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или до устройства их в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
———————————
См.: п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием // Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

4. По мнению законодателя, в перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов — органов опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Федерации (п. 2 комментируемой статьи).

В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территории которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Так, например, постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г. N 174-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области» установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлениями губернатора Иркутской области «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» и правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. N 2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства. В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача — устройство детей, оставшихся без родительского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства. Деятельность любых других лиц (юридических или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 комментируемой статьи).

Радник

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 121 КОДЕКСА КОММЕНТАРИЙ К СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЗНЕЦОВА И. М. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО БЕК. 1996. — 512 с.

1. Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда

относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны

государства. В наше время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся

без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь

специально говорится в п.1 ст.20 Конвенции о правах ребенка.

Утрата детьми попечения родителей может вызываться разными причинами.

Их перечень нельзя исчерпывающим образом установить в законе. Пункт 1 ст.121

СК определяет лишь основные из них. Начинаются они с очевидных событий и завершаются

теми, существование которых еще нужно доказать. С другой стороны, приходится

иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К

первым относится: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной

заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение

или лишение родителей родительских прав.

Остальные из перечисленных в п.1 ст.121 СК причин утраты родительского

попечения — следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем

из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском

учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда,

такое нежелание в свою очередь может объясняться как немотивированным уклонением

от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая

семья, проживание в другой местности и т.п.).

Одной из форм проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является

отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое

медицинское учреждение, то в результа

те такого отказа после излечения несовершеннолетний

попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое

можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении,

учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении,

куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка домой в соответствии

с п.1 ст.121 СК может рассматриваться как основание для последующего его устройства

в качестве утратившего попечение родителей. При этом не имеет значения, какими

соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего

ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать

ребенка без уважительных к тому причин (см. ст.69 СК и комментарий к ней).

Не исключается возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной

повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей.

Отсутствие в п.1 ст.121 СК ограничений в определении причин и признаков такой

ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям,

попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей-беженцев,

временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности.

Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей:

они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Другое дело, если такой

заботы почему-либо нет. Тогда имеют место все признаки утраты родительского

попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца.

Утрату родительского попечения следует относить к фактам, имеющим юридическое

значение. При наличии обстоятельств, перечисленных в ч.1 п.2 ст.121 СК, возникает

обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов

детей, которая одновременно является правом этих органов, как уполномоченных

государством на ее осуществление. Поэтому важно знать, когда именно этот факт

возник, каким образом подтвердить его существование.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты

родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При

лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей

недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления

решения суда в законную силу. То же самое можно сказать, когда родитель лишается

свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу.

При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением

на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда

родителя помещают в медицинское учреждение. Когда тяжело больной родитель

находится дома, момент наступления утраты родительского попечения устанавливается

в каждом конкретном случае в зависимости от характера болезни, ее начала.

Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом

или наркоманией.

Наибольшую трудность в установлении момента утраты родительского попечения

представляют случаи, когда возникает проблема в определении степени заботы

родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей. Для утраты

родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях

ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни,

здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда

же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о

появлении грозного симптома — неблагополучия в семье, что требует применения

мер профилактического характера.

Классификация причин утраты родительского попечения на объективные и

субъективные не отличается определенностью, если речь идет о здравствующих

родителях. Здесь надо различать два случая: родители не хотят заботиться о

своих детях или они не могут этого сделать (живут в другом городе, имеют другую

семью и т.п.). В первом случае кроме мер, связанных с устройством ребенка,

требуется применение к родителям мер ответственности. Во втором случае причины

утраты родительского попечения чаще всего оцениваются как уважительные.

Оценивая причины утраты родительского попечения, следует иметь в виду,

что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей

объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность

разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице — отец

в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав — мать, бросив ребенка,

уехала в неизвестном направлении и т.п. Если мать не состоит в браке с отцом

ребенка, то приходится анализировать причины только ее поведения, отношения

к воспитанию ребенка.

В тех случаях, когда точную дату утраты родительского попечения установить

невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем

органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки

поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами

о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения. Дату составления

этого акта следует считать моментом начала этой утраты.

2. Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без

родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства (см.

ст.31 ГК, п.1 ст.121 СК).

СК возлагает на эти органы обязанности: по выявлению детей, оставшихся

без попечения родителей, их учету (см. ст.122 СК и комментарий к ней); по

устройству таких детей (см. ст.123 СК и комментарий к ней); по осуществлению

последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования

(см. ст.145, 147, 155 СК и комментарий к ним).

3. Указанные в п.2 ст.121 СК функции являются исключительной компетенцией

органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление.

Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений,

в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных,

лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений а также граждан

(физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения

родителей, законом не допускается (см. ч.3 п.1 ст.121 СК), что, однако, не

исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном

выявлении таких детей (см. п.1 ст.122 СК и комментарий к нему).

4. Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе,

поселковая и сельская администрация), осуществляя возложенные на них государственные

полномочия по опеке и попечительству (ст.132 Конституции РФ, п.4 ст.6, ст.56

Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления

в РФ» от 28 августа 1995 г. — СЗ РФ, 1995, N 35, ст.3506; ст.53, 64, 75 Закона

РФ «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1993 г. — ВВС РСФСР, 1991,

N 29, ст.1010; ВВС РФ, 1992, N 46, ст.2618; 1993, N 21, ст.748), являются

теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая

за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения

(ст.6 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»),

которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в

СК (см. ст.28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64-67, 71, 74, 75, 77-79, 121-123 СК

и комментарий к ним). Полномочия органов местного самоуправления по установлению

опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью

дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в ГК

(ст.31-41 ГК).

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных

в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных

образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст.8

Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления

в РФ»).

< Попередня Наступна >

1. Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Они также осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, см. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы.

При этом следует учитывать, что отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.

Несовершеннолетние дети могут лишиться родительского попечения в силу различных причин. Примерный перечень этих причин дан в комментируемой статье.

2. О применении пункта 2 комментируемой статьи см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. N 52-О. Следует иметь в виду, что ранее действовавшая редакция п. 2 комментируемой статьи, а также п. 1 ст. 34 ГК РФ предусматривали, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В запросе в Конституционный Суд утверждалось, что, по мнению заявителя, оспариваемые нормы как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, на органы местного самоуправления, не согласуются со статьями 38 (часть 1) и 72 (подпункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Конституционный Суд в указанном выше Определении с этим не согласился, однако законодательство тем не менее было изменено. В настоящее время согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 комментируемой статьи органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.).