Ст 362 НК РФ

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ
1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

(Пункт дополнен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ)
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 214-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 327-ФЗ.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ.

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ)
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ)
____________________________________________________________________
Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ) применяются к правоотношениям по исчислению и уплате соответствующего налога за налоговые периоды начиная с 2016 года — см. часть 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ.

____________________________________________________________________
4. Пункт утратил силу с 24 августа 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ.

5. Пункт утратил силу с 24 августа 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ).

Комментарий к статье 362 НК РФ

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса РФ организации — юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Для налогоплательщиков — физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в налоговом (отчетном) периоде исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:
Число полных месяцев нахождения ТС у налогоплательщика
Коэффициент = ———————————————————.

Число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде
При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации ТС в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. По состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года ими представляются сведения обо всех изменениях в порядке регистрации ТС, произошедших за предыдущий календарный год по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Субъекты РФ при установлении налога для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусмотреть право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Консультации и комментарии юристов по ст 362 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 362 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте.

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

абзацы 5 — 6 утратили силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ГАРАНТ:

Положения абзацев двенадцатого — четырнадцатого пункта 2 (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 249-ФЗ) действуют до 31 декабря 2018 г. включительно

Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.

Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако согласно абзацу 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В отношении транспортного налога п. 1 комментируемой статьи установлено, что налогоплательщики — юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога, а сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Выше при анализе понятий «налогоплательщик транспортного налога» (см. комментарий к ст. 357 НК РФ) и «объект налогообложения» (см. комментарий к ст. 358 НК РФ) уже рассматривались органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Регистрацию наземных транспортных средств осуществляют:

— подразделения ГИБДД МВД России в отношении автомототранспортных средств (легковые и грузовые автомобили), имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— органы гостехнадзора в отношении самоходных транспортных средств (тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины), включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— таможенные органы в отношении транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев.

Поскольку автомобильные службы Вооруженных Сил РФ, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск РФ, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющие воинские формирования, осуществляют государственную регистрацию транспортных средств, не признаваемых в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения, то указанные автомобильные службы не представляют в налоговые органы сведения о зарегистрированных ими транспортных средствах.

В отношении водных транспортных средств регистрацию осуществляют:

— государственные речные судоходные инспекции бассейнов — самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любые пассажирские и наливные суда; спортивные парусные и прогулочные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, другие спортивные и прогулочные суда независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивные и прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт, спортивные и прогулочные несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн;

— администрация речных портов (капитан), расположенных в устьях рек, — суда смешанного (река-море) плавания, осуществляющие рейсы по внутренним водам РФ;

— морские администрации торговых портов (капитан морского торгового порта) — суда (река-море, море-река) смешанного плавания, осуществляющие международные рейсы, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн; суда, зарегистрированные в других странах и временно (более 6 месяцев) находящиеся на территории РФ, для регистрации в бербоут-чартерном реестре;

— морские администрации рыбных портов (капитан морского рыбного порта) — суда рыбопромыслового флота;

— Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму — спортивные суда независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

— Российский морской регистр судоходства Министерства транспорта РФ — морские прогулочные суда пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;

— Государственная инспекция по маломерным судам РФ Министерства природных ресурсов РФ — прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости.

Регистрацию воздушных транспортных средств осуществляет Управление государственного надзора за безопасностью полетов Минтранса России.

По государственным воздушным судам, подлежащим государственной регистрации в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, сведения в налоговые органы не представляются, поскольку указанные государственные воздушные суда не признаются в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу.

4. Следует обратить внимание, что вопрос регистрации транспортных средств за конкретным юридическим или физическим лицом связан с процедурой постановки налогоплательщика на учет по месту нахождения транспортных средств.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств, признаваемых на основании ст. 358 НК РФ объектом налогообложения.

В прежней редакции ст. 83 НК РФ, действовавшей до 1 января 2004 г., юридические лица обязаны были самостоятельно встать на учет по месту нахождения зарегистрированного транспортного средства. Для этого организациям необходимо было подать заявление о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению транспортного средства либо недвижимого имущества (воздушные и водные суда) в течение 30 дней со дня его регистрации. Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, осуществлялась на основе информации, предоставляемой регистрирующими органами.

В связи с внедрением принципа «одного окна» по новой редакции ст. ст. 83, 85 НК РФ, измененных Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговые органы на основании данных и сведений, предоставляемых регистрирующими органами, самостоятельно обеспечивают постановку на учет организации по месту нахождения приобретенного в собственность и зарегистрированного транспортного средства.

Таким образом, если организация приобрела автотранспортное средство в собственность и зарегистрировала его в ГИБДД в декабре 2003 г., то в течение 30 дней со дня регистрации она обязана подать заявление в налоговый орган, даже если время подачи заявления попадет на январь 2004 г., когда норма об обязанности подачи заявления была исключена. Сохранение обязанности обусловлено тем, что сама обязанность подачи заявления возникла в декабре, когда действовал другой закон, а с 1 января 2004 г. новый закон не прекращал длящихся правоотношений, он лишь предусмотрел новые правила поведения участников налоговых правоотношений в случае регистрации транспортного средства за юридическим лицом.

В отношении физических лиц норма об обязанности налоговых органов самостоятельно поставить их на учет по месту нахождения транспортного средства на основе сведений регистрирующих органов была сохранена.

В соответствии с п. 38 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ в случае поступления от физического лица (организации) заявления о том, что на него (нее) не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен провести работу по уточнению сведений по конкретному транспортному средству. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в регистрирующий орган мотивированный запрос об уточнении сведений:

1) о конкретном транспортном средстве; лицах, на которых оно было зарегистрировано; датах регистрации и снятия с регистрации;

2) обо всех транспортных средствах, зарегистрированных на конкретное физическое лицо (организацию).

Налоговый орган должен контролировать уточнение указанных выше сведений и своевременность их представления в налоговый орган. При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо (организацию) о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении.

Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств для целей налогового учета признаются:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника;

2) для иных транспортных средств — место (порт) прописки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника.

5. В пункте 4 ст. 85 НК РФ определено, что органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Аналогичная норма содержится в п. 4 комментируемой статьи, обязывающем регистрирующие органы сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

В пункте 39 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ разъяснено, что регистрирующие органы сообщают сведения о транспортных средствах в налоговый орган по месту своего нахождения (далее — ИМНС по месту нахождения органа регистрации), определяемый управлением МНС России по субъекту РФ. При этом управление МНС России по субъекту РФ (далее — УМНС России по субъекту РФ) может самостоятельно принимать от регистрирующих органов сведения о транспортных средствах.

После этого ИМНС по месту нахождения органа регистрации (УМНС России по субъекту РФ) осуществляет обработку и направляет поступившие документы в следующий налоговый орган:

— в котором собственник или фрахтователь судна состоит на учете по месту своего нахождения (жительства) — по водным транспортным средствам, зарегистрированным в бербоут-чартерном реестре;

— в котором эксплуатант состоит на учете по месту своего нахождения (жительства) — по всем воздушным транспортным средствам;

— в котором лицо состоит на учете по месту нахождения транспортного средства — по остальным, не указанным выше транспортным средствам.

6. Помимо сведений, которые регистрирующие органы представляют в налоговые органы в связи с регистрацией (снятием с регистрации), п. 5 комментируемой статьи установлена дополнительная обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Указанные сведения представляются регистрирующими органами по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств».