Ст 4 зозпп

В судебной практике оценка качества выполненных работ, как правило, не вызывает особых трудностей. Авторы научно-практического пособия Н.В. Бугаенко и М.В. Кратенко отмечают, что для установления причин возникновения недостатков работ судом используются данные экспертизы, проведенной по инициативе потребителя еще до предъявления иска. Гораздо сложнее оценить качество оказанной услуги, так как данный вид деятельности не направлен на создание какого-либо результата.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплено общее требование, предъявляемое к товару (работе, услуге) в случае отсутствия в договоре условий о качестве. В этом случае необходимо руководствоваться правовой нормой о пригодности товара (работы, услуги) для цели, с которой они используется.

3. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Таким образом, в п. 3 комментируемой статьи закреплен принцип «заведомости» в отношении цели приобретения товара (оказания услуги, выполнения работы).

«Заведомость» в данном случае означает следующее: продавцу (исполнителю) еще до заключения договора была известна цель приобретения товара (оказания услуги, выполнения работы) и цель приобретения была оговорена при заключении договора. Если же условие о «заведомости» не выполняется, к примеру, цель приобретения товара становится известной продавцу после заключения договора, то передача покупателю товара, не соответствующего этой цели, должна признаваться надлежащим исполнением обязательства, без нарушений требований п. 3 комментируемой статьи.

Именно такой вывод нашел отражение в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа о приобретении напольного коврового покрытия для использования его в помещениях при интенсивной эксплуатации посетителей в обуви (в бильярдном клубе и боулинге). В связи с тем, что истец не представил суду доказательств, подтверждающих извещение продавца о специальных требованиях к качеству товара с учетом цели его использования, у суда отсутствовали основания полагать, что товар был передан ответчиком с нарушением требований ст. 469 ГК РФ (см.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 по делу N А19-18753/08).

Доказательством извещения продавца о цели приобретения товара может служить также содержание переписки продавца с третьим лицом (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.07.2010 по делу N А53-6050/2009), осведомленность продавца о виде деятельности покупателя (см. Постановление ФАС Уральского округа от 11.08.2003 N Ф09-2108/03-ГК по делу N А60-28199/2002-С4).

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет возможность приобретения товара по договору, заключенному на основании ознакомления покупателя с демонстрируемыми образцами, выставленными продавцом в месте продажи товара или направленными для ознакомления по почте, а также по описанию товара в каталоге, проспекте, буклете, ознакомлению с фотоснимками или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом (дистанционный способ продажи).

Правила и порядок продажи товаров по образцам регламентируются Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918.

В соответствии с Правилами продажи товаров по образцам установлен следующий порядок их продажи:

— в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должно быть выделено помещение для демонстрации образца, предлагаемого к продаже;

— потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемым образцом товара; в этих целях образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витрине, на прилавке, подиуме, стенде и пр., размещение которых позволяет потребителю ознакомиться с интересующим его товаром;

— продавец должен осуществлять периодическое обновление выставленных образцов;

— продавец должен предложить покупателю услуги по доставке товаров, если это технический сложный товар — услуги по его подключению, наладке и пуску в эксплуатацию. Однако покупатель имеет право отказаться от данных услуг.

Кроме того, в Постановлении установлены специальные правила в отношении демонстрации отдельных видов товаров. К примеру, при продаже комплектов мебели в демонстрационном помещении могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий.

Изделия аудио- и видеотехники, музыкальные товары, фото- и киноаппаратура, часы, бытовая техника и другие товары демонстрируются в действующем состоянии, если их демонстрация не требует специального оборудования для подключения и пуска в эксплуатацию.

Правила продажи товаров дистанционным способом определены в ст. 26.1 комментируемого Закона, ст. 497 ГК РФ, в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 N 612.

При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товара путем их пересылки почтовым отравлением или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

При этом нормативно определен перечень товаров, продажа которых дистанционным способом не допускается. Речь идет об алкогольной продукции, а также о товарах, свободная продажа которых запрещена или ограничена законодательством РФ (это наркотические средства и психотропные вещества, оружие).

5. В п. 5 комментируемой статьи содержится императивная норма, обязывающая продавца (исполнителя) передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обязательным требованиям к безопасности для жизни и здоровья потребителя. Данные требования, как это следует из содержания ст. 7 комментируемого Закона, устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Так, в частности, обязательные для применения и исполнения требования к продукции и связанным с ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации могут устанавливаться только в технических регламентах, а до их вступления в силу — действующими иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, но только в части, соответствующей целям технического регулирования (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»):

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

— обеспечения энергетической эффективности.

Таким образом, технический регламент как нормативный документ устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции в вышеперечисленных целях. Так, к примеру, технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей») устанавливает:

1) обязательные требования к соковой продукции:

— к безопасности соковой продукции;

— к безопасности соковой продукции для детского питания;

— к компонентам и пищевым добавкам (в т.ч. используемым при производстве продукции для детей);

2) обязательные требования к связанным с требованиями к соковой продукции процессам ее производства, хранения, перевозки и реализации (в т.ч. к технологическим средствам, используемым при производстве);

3) правила идентификации соковой продукции путем сравнения наименований, нанесенных на потребительскую упаковку или указанных в товаросопроводительных документах, с наименованиями, предусмотренными в техническом регламенте;

4) правила и формы оценки соответствия соковой продукции требованиям, установленным техническим регламентом;

5) требования к маркировке.