Ст 45 зк РФ

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

СТ 45 ЗК РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 г.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к Статье 45 Земельного кодекса РФ

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.

При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п. 2 комментируемой статьи и является закрытым. Новая редакция комментируемой статьи, внесенная Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ, несколько по-иному формулирует перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования права пожизненного наследуемого владения земельными участками. Сами эти основания остались теми же по сравнению с предыдущими редакциями (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки), но теперь эти основания объединены новым общим понятием: вместо прежнего «ненадлежащее использование земельного участка» — это «использование земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации», что, разумеется, является более точным определением перечисленных в ней деяний.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).

Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о существенном снижении плодородия земель сельскохозяйственного назначения и причинении вреда окружающей среде, поскольку органам земельного надзора и судам в каждом конкретном случае необходимо делать вывод о том, имеют ли место именно названные последствия и насколько их возникновение связано с совершенным земельным правонарушением из числа названных в комментируемой статье.

В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения <1>.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4290.

Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:

— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;

— снижение кислотности в кислых на 10% или более;

— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;

— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;

— снижение содержания обменного калия на 25% или более.

Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, согласно п. 3 ст. 77 этого Федерального закона вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В качестве примера можно привести, например, утвержденную Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся не на всей площади участка или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли, например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 <1> определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков:
———————————
<1> СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2230.

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляют на пашне свыше 15% площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляют свыше 30%;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляют свыше 20% площади земельного участка.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ внесены существенные изменения в комментируемую статью в отношении срока, в течение которого необходимо приступить к использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, на которые распространяется действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <1>: если прежде в него не включался срок освоения земельного участка (составлявший 2 года), то есть начало использования такого участка могло начаться через 5 лет после его предоставления, с учетом допустимого трехлетнего срока неиспользования участка из земель сельскохозяйственного назначения, то теперь в соответствии со ст. 6 названного Федерального закона начало использования должно произойти в течение 3 лет, без прибавления времени на освоение участка.
———————————
<1> Действие данного Федерального закона согласно его ст. 1 распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, кроме садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

На первый взгляд может показаться, что бессрочное право на пользование участком позволяет владельцу без ограничений распоряжаться землей. Но это не совсем так. Ограничения накладываются в зависимости от условий, например, использование земли разрешается только в установленном законом порядке.

Земля – это один из самых ценных ресурсов страны, поэтому расходовать их необходимо внимательно. Для этого и создаются регулирующие правила, которые определяют условий для бережного ухода за территорией и ее использования в определенных целях.

Все это создает ситуацию, при которой гражданин может потерять прав на пожизненное пользование земельным участком. Чтобы не потерять территорию, необходимо знать обстоятельства, порядок и случаи, когда земля была изъята из собственности.

Основания согласно закону

Вопросы, связанные с прекращением права собственности на территорию, регулируются ЗК РФ. Нормативный акт содержит в себе информацию об основаниях, опираясь на которые может быть снято право бессрочного пользования, а также ответственность за нарушение пунктов договора. Подробная информация изложена в статье №45 ЗК РФ.

Прекращение действия прав на бессрочное пользование участком содержится в статье №53, где описан весь процесс, если он происходит по личной инициативе владельца. При изъятии территории будут применяться условия, включенные в статью №54, где собрана исчерпывающая информация по проведению процедуры.

При передаче права бессрочного пользования землей составляется специальный договор. Его можно сравнить с договором аренды, только рассмотрение оплаты происходит в рамках отдельного документа. Регулируется договор согласно законодательным актам ГК РФ.

Глава №29 содержит в себе информацию для изменения договора или его расторжения. Регулирующие правила из этой главы будут являться одним из вариантов определения возможного способа прекращения действия договора, и снятия права пользования территорией.

Кроме этого, регулируется вопрос и при помощи ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он определяет правила для управления землями, которые находится во владении организаций, занимающихся ведением сельскохозяйственного производства. Некоторые условия могут быть внедрены и местным законодательством, которое не должно противоречить основным правилам.

Выписка из ЕГРЮЛ

Межевание садовых участков проводится согласно действующему законодательству.

Вследствие чего может быть отказ администрации в перераспределении земельного участка — читайте .

Какие существуют обязательства

Земельно-правовая ответственность определяет обязательства каждого владельца участка, даже на бессрочной основе.

Основания прекращения права бессрочного пользования земельным участком:

  • Участок был использован не по назначению, которое определяется его принадлежностью к определенной категории земель. Каждый участок относится к категории индивидуально, все они имеют определенный список возможных действий, полный список можно найти в статьях №7 и №8 ЗК РФ. Изменение целевого назначения запрещается законодательными актами.
  • Участок использовался так, что это привело к снижению плодородия в крупных масштабах. Сюда также относится ухудшение экологической обстановки. Правило сохранения плодородности почвы может использоваться только для земель, которые относятся в категории земель, пригодных для сельскохозяйственных целей. А ухудшение экологической обстановки относится к любому участку. Возможные правонарушения, связанные с экологией:
    • Отравление, загрязнение, порча и уничтожения плодородного слоя после использования удобрений, ядохимикатов, опасных химических веществ, опасных биологических веществ. Урон может быть нанесен умышленно, например, при использовании, и случайно, например, при транспортировке. Кроме изъятия самого участка, владелец должен будет выплатить штраф, который определяется согласно статьям №77-79 Закона об охране окружающей среды.
    • Нарушение определенных правил для использования земель особо охраняемых территорий природного, исторического, культурного назначений, которые являются особо ценными участками. Согласно этому правилу, нарушение регламента возможно сразу в двух случаях.
    • Почва территории не защищалась согласно определенным правилам обязательных мероприятий для улучшения качества земель. Наказание следует только в случае постоянного невыполнения обязанностей, хотя в самих правилах не уточняется, какой именно смысл вкладывается в слово «систематический» и как определяется. То есть в каждом случае будет определяться систематичность в индивидуальном порядке.
    • Владелец земельного участка систематически не выплачивает земельный налог. На самом деле, согласно законодательству РФ, нет условий, согласно которым гражданин может быть лишен прав при невыплатах налогов. Ему могут установить санкции в виде штрафа.
  • Земельный участок не был использован в течение какого-то времени. Если участок принадлежит к категории земель для ИЖС, то гражданин, получивший территорию в собственность, должен в течение трех лет начать строительство. Если же на это повлияли посторонние факторы, из-за которых участок не мог использоваться по назначению (например, из-за последствий стихийного бедствия), то участок остается в собственности гражданина.

Важные обстоятельства

Обстоятельства, по которым может произойти прекращение права бессрочного пользования участком в 2019 году:

  • Владелец добровольно отказывается от участка. Как правило, такой выбор делают граждане с теми территориями, которые являются сложными в освоении и легче отказаться от недвижимости. В таком случае земля просто уходит во владение муниципалитету.
  • Желание приватизировать землю или оформить договор купли-продажи. Тогда владелец станет полноправным собственником.
  • Нарушены нормы владения, либо участок используется не по назначению.
  • Когда гражданин из-за проблем со здоровьем или старости не имеет физической возможности ухаживать за участком. Вследствие чего земля забрасывается. Или когда после смерти владельца не получается найти человека, который бы имел право унаследовать землю. Эти условия позволяют прекратить бессрочное пользование участком.

Решение об изъятии прав принимается муниципалитетом, основываясь на одном из четырех обстоятельств. Если было место прекращению пользования в одностороннем порядке, то, скорей всего, заявление было подано от третьих лиц. Сам муниципалитет не выискивает заброшенные участки, а соседи всегда беспокоятся о том, не повлияет ли ситуация на смежной территории на их собственность.

Заявление составляется заинтересованным гражданином. Поданная заявка рассматривается, проверяется информация, которая подтверждается или опровергается. Для прекращения действия прав потребуются достаточные основания. Любое решение суда является принудительным.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Порядок прекращения права бессрочного пользования земельным участком

Порядок прекращения правила бессрочного пользования земельным участком регламентируется статьями №53 и 54 ЗК РФ. Если гражданин желает добровольно отказаться от права владения, то он должен составить заявление и подать его в муниципалитет. Правила подачи заявления едины для физических и юридических лиц.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • если используется доверенное лицо, то должно присутствовать соответствующее разрешение от владельца, заверенное нотариусом;
  • юридическое лицо нуждается в предоставлении копии документов, которые подтвердят, что процедура юридического лица была пройдена, например, выписка из ЕГРЮЛ;
  • кадастровый паспорт;
  • кадастровый план;
  • кадастровый номер;
  • документ, которые подтверждают прав лица на пользование землей.

Статья 236. Отказ от права собственности

После того, как полный пакет был передан вместе с заявлением в уполномоченные органы, в течение одного месяца будет принято решение. Если же гражданин приложит недостаточный пакет документов, то органы пошлют запрос в уполномоченные структуры, либо самому заявителю. Это напрямую повлияет на сроки проведения работ по снятию права пользования.

Если гражданин не сможет представить требуемые документы в течение одного месяца, то запрос на изъятие прав отклоняется. Для возобновления рассмотрения прошения придется вновь оформлять заявление и подавать его в соответствии со всеми требованиями.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Принудительное прекращение права проводится в соответствии с регламентом, установленным в статье №54 ЗК РФ. Согласно кодексу, если участок является объектом, которым пользуются государственные или муниципальные учреждения, то изъятие может быть проведено уполномоченными органами без судебного разбирательства. Но при условии, что будет установлен факт нарушения правил.

При предоставлении бессрочного права пользования частному лицу, то изъятие возможно только по решению суда. Гражданин, в отношении которого было применена схема изъятия, может в течение десяти рабочих дней обжаловать решение суда.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Если же следует изъять земли, находящиеся в бессрочном пользовании у научных учреждений или специализированных организаций, то решение по каждому объекту будет приниматься в индивидуальном порядке. Для этого проводится анализ доказательств и ситуации.

Реализация через отказ

Отказ от участка на добровольной основе составляется согласно следующему плану:

  1. Отправиться в комитет.
  2. Составить заявление и приложить к нему документы.
  3. Ожидание решение комиссии в течение тридцати дней.
  4. Получение копии решения в течение трех дней.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Отказ от участка принудительным путем:

  1. После определения оснований, по которым гражданин неправильно вел эксплуатацию земельного участка, на него будет наложен штраф и взято обязательство устранить последствия халатности.
  2. В связи с этим выдается предупреждение, в котором можно найти следующую информацию:
    • список нарушений;
    • период, за который необходимо устранить нарушения и последствия;
    • указание, к чему может привести бездействие;
    • права, доступные гражданину в случае старта судебных разбирательств.
  3. Невыполнение требований приведет к судебному разбирательству.
  4. По истечении десяти дней будет отправлен акт о государственной регистрации в организацию.
  5. Даже если гражданина лишили прав, то он будет обязан выплатить штраф.
  6. Обжалование возможно в течение десяти рабочих дней.

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Возможности после суда

Решение суда выносятся на основании статьи №54 ЗК РФ. Согласно статье, прекращение права пользования проводится согласно двух этапам: взыскание штрафа и обязательство исправить ситуацию в сложившиеся сроки, если гражданин проигнорировал прошение, то дело передается в суд. При желании решить дело мирно, гражданин должен как можно скорее устранить последствия халатного владения участком.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Так как вероятны случаи, когда администрация принимает более крупные решения по отношению к мелким нарушениям, землепользователь может обратиться в суд. Для этого он должен подать иск в течение десяти дней после принятия решения судом. Ситуационный план земельного участка является важной составляющей документации.

Какой закон регулирует бесплатное межевание земельного участка — мы расскажем .

Также читайте, как выглядит акт межевания земельного участка.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.