Ст 53 НК РФ

Пунктом 1 комментируемой статьи установлены определения налоговой базы и налоговой ставки, которые являются обязательными элементами налога. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Понятие размера сбора, несмотря на то, что данный термин указан в названии статьи 53 НК РФ, не получило своего определения в указанной статье.

Положения ст. 53 НК РФ имеют универсальный характер. В то же время специальная налоговая база и налоговая ставка установлены по каждому конкретному налогу, а размеры сборов — по каждому сбору.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Иначе говоря, налоговая база и налоговая ставка определяются через объект налогообложения, который, согласно ст. 38 НК РФ, определяется как реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

При установлении налога налоговая база определяется для того, чтобы количественно выразить объект налогообложения, и устанавливается применительно к каждому конкретному налогу.

Например, по налогу на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров определяется в соответствии со ст. 153, 160 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации определение налоговой базы регулируется налоговым законодательством и таможенным законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС.

В соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базой при расчете налога на прибыль организации признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

По налогу на добычу полезных ископаемых (ст. 338 НК РФ) налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

Примером дифференцированного подхода законодателя к определению налоговой базы является транспортный налог. В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база по этому налогу определяется как мощность транспортного средства в лошадиных силах для транспортных средств, имеющих двигатели, и как валовая вместимость в регистровых тоннах — для водных несамоходных транспортных средств, а также на единицу транспортного средства — для водных и воздушных судов.

В отношении налога на игорный бизнес (ст. 367 НК РФ) налоговая база определяется отдельно по каждому объекту.

Аналогичные нормы, касающиеся определения налоговой базы, содержатся и в законодательстве государств — участников таможенного союза ЕврАзЭС. В Налоговом кодексе Республики Беларусь соответствующие нормы содержатся в ст. 41 (понятие налоговой базы). В Налоговом кодексе Республики Казахстан этому вопросу посвящена ст. 28 (понятие налоговой базы).

Налоговая ставка определяется через понятие налоговой базы. Иначе говоря, налоговая ставка — это размер налогового платежа на единицу налогообложения. Налоговые ставки в зависимости от характеристики (единицы измерения) налоговой базы подразделяются на:

адвалорные — ставки, начисляемые в процентах к стоимостной характеристике налоговой базы;

специфические — ставки, начисляемые в установленном размере за единицу налоговой базы (по отношению к физической характеристике налоговой базы);

комбинированные — ставки, применяемые при сочетании стоимостной и физической характеристик налоговой базы.

Налоговые ставки могут быть: пропорциональными, то есть имеющими постоянную величину независимо от изменения налоговой базы; прогрессивными, при которых налоговая ставка увеличивается с увеличением налоговой базы; регрессивными, при которых налоговая ставка уменьшается с увеличением налоговой базы.

По отдельным налогам налоговая ставка может быть установлена в нескольких формах одновременно. Примером может служить таможенная пошлина. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе», в Российской Федерации устанавливаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

— специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Пунктом 2 ст. 53 НК РФ закрепляются полномочия государственной власти и местного самоуправления по установлению налоговой базы и налоговых ставок. Распределение полномочий произведено в зависимости от вида налогов — федеральных, региональных и местных.

В то же время по каждому региональному и местному налогу существует свой особый порядок определения налоговой базы. Например, по земельному налогу, который отнесен к местным налогам, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Показатели кадастровой стоимости устанавливаются уже актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Комментарий к статье 53 НК РФ

Комментируемая статья определяет такие элементы налогообложения, как налоговая база и налоговая ставка.

Налоги исчисляются исходя из налоговой базы, которой признается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, налоговой ставки, которой признается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, а также налоговых льгот (которым посвящена статья 56 НК РФ).

В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 N 06АП-4454/2012 указано, что поскольку налоговая база является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога, порядок исчисления налоговой базы регламентирован налоговым законодательством.

В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 N А72-7556/2011 отмечено, что исходя из определения налоговой базы, данного в статье 53 НК РФ как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения можно утверждать, что в отсутствие договора с контрагентом невозможно определить и налоговую базу, так как она вторична по отношению к объекту налогообложения и также должна иметь стоимостную характеристику.

Как разъяснено в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2013 N Ф09-13153/12, законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено определение налоговой базы и, соответственно, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган.

Правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами.

В случае выявления расхождений между налоговыми декларациями и регистрами бухгалтерского учета должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, должно определить причину такого расхождения.

Для этого должны быть проверены первичные документы налогоплательщика, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. На основе этих документов определяется, какой из документов — налоговая декларация или регистр бухгалтерского учета — не соответствует первичным документам. Только после этого возможно установить, привело ли выявленное несоответствие к неуплате (неполной уплате) налога. При этом должны быть учтены все имеющиеся у налогоплательщика документы и сведения, относящиеся к его хозяйственной деятельности.

Кроме того, наличие самого факта расхождений между данными налоговой декларации и бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовых ведомостей) может свидетельствовать только о нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что само по себе не может являться основанием для непринятия налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль в сумме, указанной налогоплательщиком.

Консультации и комментарии юристов по ст 53 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 53 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.