Ст 724 ГК РФ

1. Комментируемая статья регулирует предельный срок обнаружения недостатков результата работы для последующего предъявления требований к подрядчику. За пределами данных сроков заказчик не вправе предъявлять, а подрядчик не обязан удовлетворять требования заказчика.

Заказчик не является единственным субъектом права, могущим предъявлять соответствующие требования. В судебной практике сложилась позиция, согласно которой лицо, приобретшее результат работы у заказчика, также вправе требовать у подрядчика устранения недостатков в пределах гарантийного срока.

Сроки обнаружения недостатков, предусмотренные комментируемой статьей, не являются жесткими и могут быть изменены законом или договором подряда.

ГК РФ в данном случае регулирует две ситуации — когда подрядчик не гарантирует (п. 2) или, напротив, гарантирует качество результата (п. п. 3 — 6). По общему правилу заказчик может предъявить подрядчику требования, связанные с недостатками результата, если они были обнаружены в течение разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи результата, при этом правило является гибким, и изменить его может закон, или договор, или обычай делового оборота.

2. Если в соответствии с законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаем делового оборота для результата работы предусмотрена гарантия качества, результат (включая все его составляющие) должен соответствовать качеству в течение всего гарантийного срока. В этом случае заказчик может предъявить к подрядчику требования, связанные с недостатками результата, если они были обнаружены в течение гарантийного срока (п. 3), а при наличии особой гарантии (которая может предусматриваться только договором подряда, а ее срок составляет менее двух лет) — и по его истечении, но в пределах двух лет (п. 4). Таким образом, подрядчики, предоставившие гарантию, уравниваются в правах с теми, кто гарантии не предоставил.

Важно иметь в виду, что гарантийный срок может быть согласован не в договоре подряда, а в акте приема-передачи работ. К такому выводу приходят судебные органы.

3. Гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат был принят или должен был быть принят заказчиком (п. 5 комментируемой статьи). Следовательно, допущенная заказчиком просрочка в приемке результата не только переносит на него риски случайной гибели (повреждения) имущества, но и обусловливает начало течения гарантийного срока. Чем большей будет просрочка заказчика в приемке результата, тем более коротким становится для него гарантийный срок. При этом данное правило может быть изменено договором подряда.

4. Законодатель в п. 6 комментируемой статьи отсылает к правилам купли-продажи относительно исчисления гарантийного срока. Если заказчик был лишен возможности использовать результат по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (в частности, при просрочке его сдачи), гарантийный срок не течет до устранения подрядчиком этих обстоятельств (абз. 1 п. 2 ст. 471 ГК РФ), а если заказчик не мог использовать результат из-за наличия в нем недостатков, гарантийный срок продлевается на соответствующее время при условии надлежащего извещения подрядчика о недостатках результата (абз. 2 п. 2 ст. 471 ГК РФ).

При замене результата (его комплектующих) с недостатками, обнаруженными в течение гарантийного срока, на вновь переданный результат (его комплектующие) устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный (п. 4 ст. 471 ГК РФ).

5. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 12354/06;

— Определение ВАС РФ от 13.07.2009 N ВАС-8680/09 по делу N А45-12661/2008-4/275;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 30.04.2010 по делу N А55-30414/2009;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 N 17АП-1096/2008-ГК по делу N А50-8885/2007, А50-8886/2007;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2013 по делу N А05-9640/2011;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2013 по делу N А05-9640/2011.