ТК РФ ст. 195

Кому на Руси профстандарты обязательны?

С 01.07.2016 вступила в силу норма ст. 195.3 ТК РФ, согласно которой в случаях, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты (далее — профстандарты) в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В связи с этим для кадровиков представляет практический интерес вопрос о том, в отношении каких категорий работников и какими нормативными актами установлены требования к квалификации.

Абзацем 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием либо по профессии; также может быть указана специальность и/или квалификация; либо трудовая функция указывается как конкретный вид поручаемой работнику работы.

Далее здесь содержится норма, устанавливающая зависимость между наименованием должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним и наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профстандартов.

Эта зависимость возникает в случаях, когда — в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами — с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям (далее — позиции) связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В таких случаях наименование позиций и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профстандартов.

В связи с этим кадровики сталкиваются с проблемой определения, установлены ли для той или иной позиции:

  • компенсации;
  • льготы;
  • ограничения.

И если да — то в какой мере следует применять в таком случае профстандарты: полностью или частично?

Ответ на вторую часть вопроса (о пределах применения профстандартов) имеется как в законодательстве:

Извлечение из Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

так и в официальных разъяснениях:

Извлечение

из письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253

Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

В другом письме Минтруд России также подчеркивает транснормативный и ограниченный характер обязательности применения профстандартов:

Извлечение

из письма Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299

О применении профессиональных стандартов

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Итак, абзац 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ устанавливает обязательность профстандартов только в части, касающейся наименований должностей/профессий/специальностей и квалификационных требований к ним и только для тех случаев, когда именно с наименованием позиции нормативными правовыми актами (далее — НПА) установлено предоставление компенсаций, льгот либо наличие ограничений.

Следовательно, нам с вами, коллеги, осталось «всего лишь» разобраться, какими нормативными документами установлена такая связь.

СВЯЗЬ ПОЗИЦИИ И РЕЖИМОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003–2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ КОМПЕНСАЦИИ, ЛЬГОТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним. Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

Здесь и далее в извлечениях выделено автором.

См., например: Комиссарова Т. Ю. Дополнительные отпуска: кому, за что и сколько? // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 2. С. 44–52; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) (под ред. Ю. П. Орловского) («КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2009); Колбасов В. В. Отпуска. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013.

Следует заметить, что эти сведения не носят исчерпывающего характера, так как процесс законотворчества не стоит на месте — перечень категорий работников, для которых устанавливаются требования к квалификации, постоянно расширяется.

Порядок применения профстандартов

  • О порядке применения профстандартов

Определение понятия профстандарта дано в ст. 195.1 ТК РФ: это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок применения профессиональных стандартов определен Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. Согласно данному постановлению работодатели применяют профстандарты:

  1. при формировании кадровой политики;
  2. в управлении персоналом;
  3. при организации обучения;
  4. при проведении аттестации работников;
  5. при разработке должностных инструкций;
  6. при тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов;
  7. при установлении систем оплаты труда.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации, приведенной в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, утвержденном Приказом Минтруда РФ от 02.11.2015 N 832.

Профессиональный стандарт разрабатывается не на определенную должность, а на вид профессиональной деятельности. Под видом профессиональной деятельности при этом понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкие характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 29.04.2013 N 170н (далее — Методические рекомендации)).

Профессиональный стандарт содержит подробный перечень требований к образованию, опыту работы, знаниям и умениям для разных уровней квалификации специалиста.

Изначально первым законопроектом планировалось, что профстандарты будут обязательны для применения всеми государственными и муниципальными учреждениями. Однако впоследствии данный законопроект был изменен и теперь порядок применения профстандартов несколько иной.

В каких случаях и для кого требования профстандартов обязательны для соблюдения? Согласно ст. 195.3 ТК РФ требования профессиональных стандартов обязательны для применения работодателем в части квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

При этом данное требование распространяется на организации всех форм собственности, то есть как на государственные, так и на коммерческие компании.

К сведению. До внесения изменений в Трудовой кодекс ст. 57 уже было определено, что если профессия или должность работника связана с предоставлением льгот и компенсаций либо для работы на этой должности есть ограничения, то требования к такой профессии или должности должны соответствовать требованиям, установленным квалификационным справочником или профессиональным стандартом. То есть указывать эти должности в трудовом договоре нужно так, как они определены в квалификационном справочнике или профстандарте.

Мало того, Трудовым кодексом и иными федеральными законами уже были установлены требования к образованию отдельных категорий работников, которые также распространялись на все организации независимо от их форм собственности. Например, согласно ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ лица, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ЕКС и ЕТКС) или соответствующим положениям профессиональных стандартов, а в силу ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, названным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам и т.д.

Характеристики же квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Минтруд при ответе на вопросы, связанные с применением профстандартов, выделил два случая, когда их применение работодателями обязательно.

Кроме того, в Законе N 122-ФЗ указано, что с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты являются основой при формировании требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции. До 1 июля 2017 года все образовательные стандарты профессионального образования должны быть приведены в соответствие с профессиональными стандартами (ст. 2, 4).

Профстандарты для государственных учреждений

Согласно ст. 4 Закона N 122-ФЗ для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также для государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

На момент написания данного материала было подготовлено уже несколько проектов постановлений Правительства РФ об особенностях применения профстандартов в части требований, обязательных для применения данными учреждениями и компаниями, но ни один из них не был утвержден. При этом утвержденные особенности планировалось ввести в действие также с 1 июля 2016 года.

Пока Минтруд только дал ответы на вопросы работодателей о применении профстандартов (Письмо от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (вместе с Информацией по вопросам применения профессиональных стандартов)).

По поводу применения профстандартов государственными учреждениями Минтруд, в частности, отметил, что несмотря на то, что обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя, государственным и муниципальным учреждениям, учитывая важность внедрения профстандартов, все же следует провести анализ профессионализма работников на соответствие требованиям профстандартов и при необходимости составить план подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Обратите внимание! Не утвержденным пока проектом постановления срок реализации мероприятий по организации применения профстандартов установлен до 1 января 2020 года.

Тем не менее, несмотря на сегодняшнюю неопределенность положения государственных учреждений в плане применения профстандартов, для них они, скорее всего, будут обязательны. В любом случае не следует забывать о двух ситуациях, установленных ст. 57 и 195.3 ТК РФ, когда требования профстандартов обязательны для всех без исключения организаций, которые уже будут их учитывать, принимая на работу новых сотрудников.

Что необходимо сделать в первую очередь?

До совершения рекомендованных Минтрудом действий по проведению анализа профессионализма работников на соответствие требованиям профстандартов и составлению плана подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования работодателю нужно будет провести довольно большую работу, прежде всего:

  1. создать рабочую группу по внедрению профстандартов, которая утверждается приказом работодателя. В нее могут входить руководители подразделений, представители отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии и др.;
  2. разработать план перехода на применение профстандартов, где прописываются задания и сроки их исполнения, основными из которых являются:
  • установление видов профессиональной деятельности в организации и проверка наличия соответствующих профстандартов. При поиске профстандартов имейте в виду, что их названия не всегда могут соответствовать наименованиям должностей согласно штатному расписанию, поскольку стандарты, как уже было отмечено, разрабатываются не на должности, а на виды профессиональной деятельности. Чтобы облегчить подбор стандарта, советуем обращать внимание на графы «Основная цель вида деятельности» и «Группа занятий»;
  • сравнение наименований должностей, трудовых функций и квалификации работников с требованиями профстандартов. При необходимости, то есть в случае, когда требования стандартов обязательны, придется внести изменения в штатное расписание, должностные инструкции и все локальные акты, которыми установлены квалификационные требования к работникам (например, в положение о порядке проведения аттестации);
  • проведение анализа профессионализма работников на соответствие требованиям профстандартов (уровень образования, стаж работы, трудовые функции).

К сведению. Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда РФ (http://vet-bc.ru). Здесь же публикуется информация о разрабатываемых и планируемых к разработке стандартах, а также об изменениях к ним.

Обратите внимание! Изменения в локальные акты вносятся в том же порядке, в котором они принимались, в том числе с учетом мнения представительного органа работников.

Кроме того, возможно, придется пересмотреть систему оплаты труда в соответствии со стандартами и внести изменения в локальные акты, устанавливающие систему оплаты труда, поскольку профстандарты учитываются и при тарификации работ и присвоении работникам тарифных разрядов, установлении тарифных систем оплаты труда (ч. 8 ст. 143 ТК РФ) и разработке системы оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ). Но прежде придется разобраться, как устанавливать квалификационный уровень по тому или иному профстандарту и внутри одного стандарта.

Устанавливаем соответствие работников требованиям профстандартов

Возможно, что основные требования, предусмотренные стандартами, не отличаются от тех, что были установлены для работника ранее, а привести в соответствие со стандартом согласно ст. 57 ТК РФ нужно будет только наименование должности. Здесь особых проблем возникнуть не должно, и по соглашению с работником в трудовой договор, должностную инструкцию и другие документы вносятся изменения в части наименования должности.

Если же работник не соответствует основным требованиям стандартов, в частности, таким, как уровень образования или опыт работы, алгоритм действий уже сложнее. Если работник НЕ соответствует требованиям профстандарта, то работодатель может предпринять следующие действия:

  1. Работник может быть направлен для получения профессионального или дополнительного образования
  2. Работнику предлагается перевод на другую должность
  3. Проводится аттестация работника с целью установления уровня его квалификации.
  • Если по результатам аттестации работник соответствует занимаемой должности, то он продолжает трудиться на занимаемой должности
  • Если работник не соответствует занимаемой должности, то ему предлагается перевод на должность, соответствующую его квалификации. В случае отказа от перевода работник увольняется по п.3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации)

То есть в случае, если уровень образования или стаж работы не соответствует требованиям профстандарта, работодатель может направить работника на обучение, предложить ему перевод на другую должность или уволить. При этом, как установил Минтруд, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников, поэтому уволить работника работодатель имеет право только после проведения аттестации, если будет установлено, что он не соответствует занимаемой должности.

Обратите внимание! Минтруд отметил, что при проведении аттестации лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии они назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Что касается обучения работников, здесь Минтруд напоминает, что согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обязанности направлять абсолютно всех работников, чей уровень образования не соответствует требованиям профстандартов, для получения профессионального или дополнительного образования для работодателей нет.

Обратите внимание! Проектом федерального закона N 1029618-6 «О независимой оценке квалификации» предусматривается прохождение работником по своей инициативе и за свой счет или по инициативе работодателя и за его счет независимой оценки квалификации.

После проверки соответствия всех работников требованиям профстандартов согласно рекомендациям Минтруда и проекту постановления Правительства РФ государственным и муниципальным учреждениям следует составить план подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Если в связи с приведением в соответствие с профстандартами у работника должна измениться трудовая функция (обязанности), имейте в виду, что, как разъяснил Минтруд, измениться автоматически она не может и придется вносить исправления в трудовой договор и должностную инструкцию.

Сделать это можно будет только по соглашению сторон в силу ст. 72 ТК РФ либо путем оформления перевода работника с его согласия на другую должность в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ.

Изменить трудовые обязанности работника в одностороннем порядке работодатель не сможет, и положения ст. 74 ТК РФ в данном случае применяться не могут.