Закон о СМИ

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Свобода массовой информации
  • Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
  • Статья 3. Недопустимость цензуры
  • Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
  • Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации
  • Статья 6. Применение Закона
  • Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации
  • Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
  • Статья 7. Учредитель
  • Статья 8. Регистрация средства массовой информации
  • Статья 9. Недопустимость повторной регистрации
  • Статья 10. Заявление о регистрации
  • Статья 11. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации и уведомление регистрирующего органа
  • Статья 12. Освобождение от регистрации
  • Статья 13. Отказ в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации
  • Статья 14. Государственная пошлина
  • Статья 15. Признание регистрации средства массовой информации недействительной
  • Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности
  • Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
  • Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
  • Статья 18. Статус учредителя
  • Статья 19. Статус редакции
  • Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание
  • Статья 19.2. Уведомление о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников
  • Статья 20. Устав редакции
  • Статья 21. Статус издателя
  • Статья 22. Договоры
  • Статья 23. Информационные агентства
  • Статья 24. Утратила силу с 10 ноября 2011 года. — Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-ФЗ.
  • Глава II.1. Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
  • Статья 24.1. Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
  • Статья 24.2. Уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
  • Глава III. Распространение массовой информации
  • Статья 25. Порядок распространения
  • Статья 26. Выход в свет (в эфир)
  • Статья 27. Выходные данные
  • Статья 28. Тираж
  • Статья 29. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
  • Статья 30. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
  • Статья 31. Лицензия на вещание
  • Статья 31.1. Действие лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
  • Статья 31.2. Требования к заявлению о предоставлении лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
  • Статья 31.3. Переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
  • Статья 31.4. Продление срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
  • Статья 31.5. Отказ в предоставлении или переоформлении лицензии
  • Статья 31.6. Лицензионный контроль
  • Статья 31.7. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
  • Статья 31.8. Реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание
  • Статья 31.9. Информация об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем
  • Статья 32. Утратила силу с 10 ноября 2011 года. — Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-ФЗ.
  • Статья 32.1. Обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы
  • Статья 33. Искусственные помехи
  • Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач
  • Статья 35. Обязательные сообщения
  • Статья 36. Распространение рекламы
  • Статья 37. Эротические издания
  • Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
  • Статья 38. Право на получение информации
  • Статья 39. Запрос информации
  • Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
  • Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
  • Статья 42. Авторские произведения и письма
  • Статья 43. Право на опровержение
  • Статья 44. Порядок опровержения
  • Статья 45. Основания отказа в опровержении
  • Статья 46. Право на ответ
  • Глава V. Права и обязанности журналиста
  • Статья 47. Права журналиста
  • Статья 48. Аккредитация
  • Статья 49. Обязанности журналиста
  • Статья 50. Скрытая запись
  • Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
  • Статья 52. Специальный статус
  • Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
  • Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения
  • Статья 54. Распространение зарубежной информации
  • Статья 55. Зарубежные корреспонденты
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
  • Статья 56. Возложение ответственности
  • Статья 57. Освобождение от ответственности
  • Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
  • Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
  • Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
  • Статья 61. Порядок обжалования
  • Статья 62. Возмещение морального вреда

>Закон о СМИ: простыми словами основные положения

Основные понятия и определения

В законе приводятся основные понятия, использующиеся в медийной сфере, и дается им однозначное определение.

Массовая информация – это аудиоматериалы, печатная продукция, видеоматериалы и сообщения, предназначенные для широкого круга лиц. Таким образом, средствами массовой информации признаются печатные издания, видео- или кинопрограммы, радио и телевидение, а также все другие формы распространения информации неопределенному кругу лиц.

Продукция СМИ – это тираж или часть тиража периодического печатного издания, аудио- и видеозаписи, а также отдельные выпуски радио, телевизионных и кинопрограмм.

Распространение продукции СМИ – это ее продажа в различных ее формах, в том числе подписку, раздачу и доставку.

Специализированными средствами массовой информации признаются такие СМИ, в отношении которых законодательство предусмотрело особенные правила их регистрации, деятельности, распространения сведений.

Редакция – это орган, непосредственно изготовляющий и выпускающий медийные продукты. Редакцией признается как учреждение или предприятие, так и отдельное лицо или ряд лиц. Главный редактор – руководитель редакции.

Журналист – отдельное лицо, самостоятельно или с помощью кого-либо поиск, получение, редактирование и создание материалов, предназначенных для редакции. Журналист обязательно должен быть связан с редакцией трудовыми или договорными отношениями либо заниматься своей деятельностью по особым, предоставленным редакцией полномочиям.

Реклама

В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Регулирование спорных ситуаций

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Последние изменения в законе о СМИ

В 2017 году в статью 35 закона о СМИ была введена поправка, касающаяся обязательных сообщений.

Во-первых, редакция обязана бесплатно и в срок публиковать сообщения согласно решению суда. Во-вторых, государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения вышестоящих федеральных и государственных органов.

Как и в предыдущей версии, редакция любого СМИ обязана бесплатно и в кратчайшие сроки подавать сигналы оповещения об опасности, экстренную информацию ввиду возникшей опасности для населения. В том числе СМИ обязаны публиковать сведения о порядке действий населения, публиковать сообщения органов исполнительной власти и местного самоуправления.

27 декабря 1991 года N 2124-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ, от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 305-ФЗ, от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 13.07.2015 N 257-ФЗ, от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 05.04.2016 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 07.06.2017 N 110-ФЗ, от 29.07.2017 N 239-ФЗ, от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Свобода массовой информации
    • Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
    • Статья 3. Недопустимость цензуры
    • Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
    • Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации
    • Статья 6. Применение Закона
    • Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации
  • Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
    • Статья 7. Учредитель
    • Статья 8. Регистрация средства массовой информации
    • Статья 9. Недопустимость повторной регистрации
    • Статья 10. Заявление о регистрации
    • Статья 11. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации и уведомление регистрирующего органа
    • Статья 12. Освобождение от регистрации
    • Статья 13. Отказ в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации
    • Статья 14. Государственная пошлина
    • Статья 15. Признание регистрации средства массовой информации недействительной
    • Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности
    • Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
    • Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
    • Статья 18. Статус учредителя
    • Статья 19. Статус редакции
    • Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание
    • Статья 19.2. Уведомление о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников
    • Статья 20. Устав редакции
    • Статья 21. Статус издателя
    • Статья 22. Договоры
    • Статья 23. Информационные агентства
    • Статья 24. Утратила силу
  • Глава II.1. Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
    • Статья 24.1. Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
    • Статья 24.2. Уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
  • Глава III. Распространение массовой информации
    • Статья 25. Порядок распространения
    • Статья 26. Выход в свет (в эфир)
    • Статья 27. Выходные данные
    • Статья 28. Тираж
    • Статья 29. Утратила силу
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Лицензия на вещание
    • Статья 31.1. Действие лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.2. Требования к заявлению о предоставлении лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.3. Переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.4. Продление срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.5. Отказ в предоставлении или переоформлении лицензии
    • Статья 31.6. Лицензионный контроль
    • Статья 31.7. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
    • Статья 31.8. Реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.9. Информация об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем
    • Статья 32. Утратила силу
    • Статья 32.1. Обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы
    • Статья 33. Искусственные помехи
    • Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач
    • Статья 35. Обязательные сообщения
    • Статья 36. Распространение рекламы
    • Статья 37. Эротические издания
  • Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
    • Статья 38. Право на получение информации
    • Статья 39. Запрос информации
    • Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
    • Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
    • Статья 42. Авторские произведения и письма
    • Статья 43. Право на опровержение
    • Статья 44. Порядок опровержения
    • Статья 45. Основания отказа в опровержении
    • Статья 46. Право на ответ
  • Глава V. Права и обязанности журналиста
    • Статья 47. Права журналиста
    • Статья 48. Аккредитация
    • Статья 49. Обязанности журналиста
    • Статья 50. Скрытая запись
    • Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
    • Статья 52. Специальный статус
  • Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
    • Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения
    • Статья 54. Распространение зарубежной информации
    • Статья 55. Зарубежные корреспонденты
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
    • Статья 56. Возложение ответственности
    • Статья 57. Освобождение от ответственности
    • Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
    • Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
    • Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
    • Статья 61. Порядок обжалования
    • Статья 62. Возмещение морального вреда

Открыть полный текст документа

В данном разделе для Вас размещена информация о законодательных актах, имеющих прямое или косвенное упоминание о печатях.

На федеральном уровне (Гражданский кодекс РФ) установлены следующие обязательные требования к печати:

  • юридическое лицо должно иметь печать круглой формы;
  • в печати должно быть отражено полное фирменное наименование организации;
  • указание на место нахождения данного юридического лица;
  • указание на возможность включения наименования на иностранном языке или на языке народов России.

В настоящее время юридическое лицо должно иметь печать, руководствуясь требованием закона о соответствующих видах юридических лиц, например:

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 N 14-ФЗ:

«Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации».

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 12.12.95 N 208-ФЗ:

«Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации».

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 12-ФЗ:

«Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему» и др.

Никаких иных требований к печати юридического лица данные законы не предъявляют.

Основной целью использования печати является выделение того или иного субъекта из множества подобных, и, следовательно, оттиск должен содержать максимальный объем информации об этом субъекте.

О том, что организация должна иметь печать упоминается в нормативных актах рядом с положениями о других средствах индивидуализации юридического лица.

Такие общие требования не позволяют с достоверностью установить третьему лицу тождество того или иного субъекта с уже известным контрагентом, партнером и т.д.

Возникают следующие вопросы:

  • о размере печати,
  • о размере шрифта на клише,
  • о возможности указания сокращенного фирменного наименования,
  • о правомерности указания на печатях ОГРН (основного государственного регистрационного номера), ИНН (идентификационного номера налогоплательщика),
  • о правомерности изготовления нескольких клише печати (например, на разных оснастках, с дополнительными словами типа «для документов», «для накладных» и др.

Проанализировав формулировки правовых норм федерального уровня можно сделать вывод, о том, что эти вопросы оставлены на усмотрение самих юридических лиц и штемпелеизготовителей.

Однако в Москве, например, был принят действующий в настоящий момент Закон г. Москвы от 30.06.2004 г. № 44 «Об учете печатей», в котором заложен ряд требований к печатям.

В Московской регистрационной палате был создан Московский городской реестр печатей и, соответственно, издан ряд нормативных актов, устанавливающих свои «стандарты» печатей.

Но постановлением Правительства г. Москвы № 65-ПП от 08.02.2005 г. Московская регистрационная палата была ликвидирована.

Пункт 7 данного постановления гласит:

«Признать утратившими силу распоряжение Мэра Москвы от 25.08.98 N 843-РМ «О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей» и постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 290-ПП «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 25 августа 1998 года N 843-РМ».

В период, когда велся реестр печатей в Московской регистрационной палате действовали Временные правила изготовления и основания для уничтожения печатей и штампов на территории г. Москвы (Приложение к утратившему в настоящее время силу распоряжению Мэра Москвы от 25.08.1998 г. № 843-РМ), они устанавливали определенные требования к печатям:

Пункт 4.1

Круглая печать представляет собой окружность диаметром 38-42 мм.

Пункт 6.1

Печати органов исполнительной и представительной власти, юридических лиц и организаций без прав юридического лица (далее — «организации») должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
  • местонахождение;
  • номер государственной регистрации (или номер в регистрационном реестре — для лиц, зарегистрированных до образования Московской регистрационной палаты);
  • номер городского Реестра печатей;
  • Государственный герб Российской Федерации, либо герб города Москвы (только организации, имеющие право на их воспроизведение, в соответствии с пп. 5.1, 5.2 настоящих Правил).

Пункт 6.2

Организации могут иметь печати для своих структурных подразделений. В этом случае, кроме перечисленного в п.6.1, в печати должна содержаться дополнительная надпись, как-то:

  • секретариат;
  • канцелярия;
  • управление делами;
  • отдел кадров;
  • для счетов;
  • для удостоверений;
  • для справок и т.д.

Не стоит забывать, что данные унифицирующие требования не закреплены на федеральном законодательном уровне и в настоящий момент утратили свою силу.

Законодательно установлено только требование об обязательном наличии печати у юридического лица, но не оговорена возможность изготовления нескольких печатей. Поскольку нет прямого запрета, можно изготовить несколько печатей, как с идентичными, так и с различными клише, каждая из которых будет являться оригинальной при использовании для соответствующих документов.

Например, возможно изготовление нескольких печатей для одной организации: одной с полным фирменным наименованием и двух или более для отдельных категорий документов (общей «для документов», «для справок» и т.д.). Вместе с тем неправомерным будет изготовление одновременно печати, содержащей полное фирменное наименование, и печати, содержащей полное и сокращенное наименование, поскольку это будет вводить в заблуждение относительно того, какой именно компании принадлежит печать. В отношении документов, удостоверенных оттисками разных печатей, могут возникнуть вопросы относительно их происхождения. Законодательно также предусмотрено обязательное включение в клише печати полного фирменного наименования на русском языке, поэтому изготовление печати, содержащей название только на иностранном языке, также будет неправомерным.

Про печати с воспроизведением герба — гербовые печати

Право на использование в печатях изображения государственной символики оговорено в соответствующих правовых нормах соответствующего уровня (РФ, субъектов РФ)

До определенного времени практиковалось изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ. Причиной неконтролируемого использования было отсутствие правового регулирования в этом вопросе.

25 декабря 2000 г. был принят Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Он установил способы и порядок воспроизведения и использования данной государственной символики.

Согласно Закону, Государственный герб Российской Федерации помещается только на печатях:

  • федеральных органов государственной власти,
  • иных государственных органов, организаций и учреждений,
  • органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

27 декабря 2000 г. закон был опубликован и вступил в силу. С этого момента использование Государственного герба РФ на печатях юридических лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями, является неправомерным.

Герб является государственным символом, атрибутом государственной власти, поэтому его использование, возможно только теми организациями, которые выступают от имени государства или по его поручению.

Ст. 19.11 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Протокол об административном правонарушении в этом случае правомочны составлять сотрудники органов внутренних дел, а рассмотрение дел по данному вопросу производится в судебном порядке.

В отношении печатей с изображением герба РФ ГОСТом Р 51511–2001 (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2001 г. № 573-ст) установлены размеры печатей и шрифтов, образец изображения герба и т.д. Изготовлением таких печатей занимаются только организации, имеющие специальное разрешение.

Использование гербов субъектов РФ Субъекты РФ самостоятельно устанавливают правила использования своей государственной символики на оттисках печатей.

Например, в г. Москве был принят Закон от 11.06.2003 г. № 39 «О гербе города Москвы». Ст. 6 закона устанавливает случаи использования герба города Москвы на печатях:

Пункт 6.1

Печать с изображением герба города Москвы имеют:

  • Мэр Москвы;
  • Московская городская Дума;
  • Правительство Москвы и иные органы исполнительной власти города Москвы;
  • Московская городская избирательная комиссия;
  • Контрольно-счетная палата Москвы;
  • Уставный суд города Москвы;
  • Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве.

Пункт 6.2

Печать с изображением герба города Москвы могут иметь иные государственные органы города Москвы и их должностные лица.

Пункт 6.3

Все случаи использования герба города Москвы на печатях должны быть указаны в правовых актах города Москвы: законах города Москвы, постановлениях Московской городской Думы, указах Мэра Москвы или постановлениях Правительства Москвы.

Использование товарных знаков, логотипов и др. графических средств индивидуализации. Использование средств индивидуализации правомерно в той мере, в какой они не нарушают прав и законных интересов других лиц. То есть их использование не должно вводить в заблуждение относительно лица, их предъявляющего, и тем самым явиться способом недобросовестной конкуренции.

При этом необходимо помнить следующие моменты:

Права на использование товарного знака возникают с момента его регистрации;

Понятия «логотип» и «торговая марка» в российском законодательстве не используются, поэтому защита прав на их защиту от использования третьими лицами может быть осуществлена только в рамках процедуры регистрации товарного знака или путем доказывания факта недобросовестной конкуренции;

Регистрация товарного знака обозначает только приобретение права на его охрану со стороны государства, с ней не связан сам факт возникновения прав пользования тем или иным изображением, а во-вторых, действует презумпция правомерности действий лица, пока не доказано иное, поэтому предполагается, что использование того или иного объекта не нарушает прав третьих лиц.

Изготовить печать с логотипом можно в любой фирме, занимающуюся изготовлением печатей. Возможно также изготовление печатей с защитой от подделок, например, путем нанесения на клише видимых или невидимых линий рисунка.

Клиенты очень часто узнают у нас о возможности использования Государственного герба РФ и Герба Нижегородской области на своих печатях.

Многие с целью придать своей печати большую солидность, стараются «украсить» последнюю изображением орла или оленя. Но мало кто понимает, что это может быть расценено как незаконное использование государственной символики.

Использование на печатях официальной символики государственной, региональной, муниципальной достаточно жестко регламентировано, однако практика показывает, что законодательно установленные рамки употребления официальных символов на печатях часто нарушаются. Незаконное использование государственной, региональной и муниципальной символики на печатях не только ставит под сомнение законность применения такой печати и скрепленного ею документа, но и влечет административную (а в некоторых случаях и уголовную) ответственность владельцев таких печатей. В свою очередь штрафные санкции к обладателю печати со стороны контрольно-ревизионных и правоохранительных органов часто оборачиваются судебными исками к изготовителям штемпельной продукции.

Тем не менее, случаи нарушения действующего законодательства в сфере использования официальной символики на печатях чаще всего обусловлены не злым умыслом обладателей и изготовителей, а элементарным незнанием правовых аспектов, что, как известно, всё равно не освобождает от ответственности. Необходимо также отметить, что контроль за использованием официальной символики в последнее время усиливается не только на государственном уровне, но и на региональном.

Проведем анализ норм действующего законодательства с целью определения случаев, в которых использование Государственного герба РФ и Герба Нижегородской области будет незаконным.

Итак -Государственный герб Российской Федерации

Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации» (далее — ФКЗ).

Согласно со ст. 1 ФКЗ, Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры — двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте (ст. 2 ФКЗ).

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 4 ФКЗ).

Из смысла ст. 4 ФКЗ следует, что Государственный герб РФ может помещаться только на печатях организаций, наделенных государственно-властными полномочиями.

Из этой статьи закона, также следует, что само по себе наличие в названии организаций, учреждений и предприятий слов «государственный» или «российский» отнюдь не означает, что данные юридические лица имеют основания размещать на своих печатях государственный герб. В частности, учреждения культуры, другие бюджетные организации, не имеют право использовать на печатях герб РФ только потому, что их учредителями являются органы государственной власти. Это положение закона также совсем не означает, что органы, организации и учреждения, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями могут использовать исключительно гербовую печать. Печать с гербом РФ такие органы обязаны применять исключительно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, определенных законодательством, во всех остальных случаях (если таковые имеются) они должны применять другие печати, содержащие их собственную символику или (при отсутствии таковой) текстовые обозначения этих органов.

Здесь же необходимо отметить, что попытки использования герба РФ в сочетании с другими символами в упрощенном или искаженном виде, переделки, направленные на придание «непохожести» основному государственному символу, связаны чаще всего с вариациями прорисовки двуглавого орла, с лишением его отдельных деталей и атрибутов, с заменой изображения в щите на груди орла, либо сочетающие всё перечисленное, — также запрещены ФКЗ.

Герб Нижегородской области

Что касается, Герба Нижегородской области, то содержание оригинала и статус Герба Нижегородской области, устанавливается Законом Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 42-З «О Гербе Нижегородской области» (далее — Закон).

Согласно со ст. 2 Закона, Герб области представляет собой помещенное на геральдическом щите изображение идущего в серебряном поле червленого оленя, имеющего рога с шестью отростками и черные копыта; геральдический щит увенчан исторической российской короной и обрамлен золотыми дубовыми листьями, соединенными исторической Андреевской лентой согласно прилагаемому оригиналу.

Любое последующее воспроизведение Герба области должно в точности соответствовать данному в статье 2 настоящего Закона его геральдическому описанию и оригиналу. Герб области может воспроизводиться как в многоцветном варианте по оригиналу, так и в одноцветном варианте согласно прилагаемому рисунку, а также в виде главной фигуры — оленя на геральдическом щите (ст. 4 Закона).

Герб области помещается на печатях органов государственной власти области, государственных органов области, Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, Общественной палаты Нижегородской области, официальных представительств области в Российской Федерации и за ее границами, государственных учреждений области, если иное не установлено федеральным законодательством. Случаи использования печатей с изображением Герба области Законодательным Собранием и органами исполнительной власти области определяются соответственно Законодательным Собранием, Правительством области. Герб области может помещаться на печатях органов местного самоуправления муниципальных образований в области (ст. 5.1 Закона).

Следовательно, использование Герба Нижегородской области также ограничено, как и в случае с Государственным гербом РФ. Тут важно отметить, что Закон «О Гербе Нижегородской области» был дополнен п. 5.1 принятием Закона №23-З от 02 марта 2007 года, который вступил в силу 20 марта 2007 года. Это означает, что организации и индивидуальные предприниматели, уже имеющие на 20 марта 2007 года печать с изображением Герба Нижегородской области никаких законодательных норм не нарушают. О печатях, изготовленных позднее указанной даты, можно сказать, что они изготовлены с нарушением закона.

Об ответственности.

Законодательством предусматривается административная ответственность за незаконное использование Государственного герба и уголовная за подделку печатей с изображением Государственного герба.

В соответствии со ст. 17.10 КоАП РФ, нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

Уголовным кодексом РФ (ст. 327) установлено: подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

На региональном уровне также установлена ответственность за нарушение установленного порядка использования символики области или символики муниципальных образований:

Нарушение установленного порядка использования символики области или символики муниципального образования — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до трехсот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 9.4 КоАП Нижегородской области).

Делаем вывод, что как на федеральном уровне, так и на региональном уровне вопросы ответственности за незаконное использование Государственного герба РФ и Герба Нижегородской области подробно и четко регламентированы.

Изготовление печатей с изображением Государственного герба РФ и герба Нижегородской области

Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей с изображением Государственного герба Российской Федерации устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. N 1268 (далее — Постановление).

Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне (п. 1 Постановления).

Говоря о должном качественном уровне, законодатель имеет ввиду ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования»

Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей с изображением герба Нижегородской области региональным законодательством не регламентирован, поэтому, как представляется, полиграфическим и штемпельно-граверным предприятиям следует руководствоваться вышеуказанным Постановлением, ГОСТом Р 51511-2001 и Постановлением администрации Нижегородской области от 12 мая 1994 г. N 73 «Об утверждении Положения о порядке изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей».